В декабре во Ржеве прошла выставка работ тверского художника Вячеслава Петровича Столярова «Память». Так случилось, что эта выставка заслуженного художника России, заслуженного работника культуры, запланированная еще в начале года, стала выставкой памяти этого замечательного тверского художника. Его не стало в октябре 2021 года.
Для ржевской творческой интеллигенции он один из любимых тверских художников. Неоднократно Вячеслав Петрович приезжал во Ржев, был куратором не только детских школ искусств, но и всего ржевского художественного сообщества, помогал советами, рекомендациями в Союз художников. Принимал активнейшее участие в отборе картин ржевских художников на областные выставки, ненавязчиво и тактично указывал на недочеты, старался поддержать творческий рост каждого художника. Его приезда всегда ждали и знали, что всегда от него можно получить дельный совет. Не один раз помогал организовывать ржевские художественные пленэры, а также сам принимал в них участие, а несколько его работ хранятся в художественном фонде Ржевского выставочного зала. Вот и эта выставка всколыхнула в памяти все лучшее, заставила еще раз задуматься о его творчестве, о его наследии художника.
В.П. Столяров родился в 1946 году в Твери. В 1957 году с отличием окончил Рязанское художественное училище, а в 1981 году – Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова, затем вернулся в Тверь. Здесь и прошла его творческая жизнь.
С 1975 года, когда ему было всего около тридцати лет, он уже постоянно участвовал в самых различных выставках – городских, областных, региональных, всероссийских и международных. В серии его работ «Излюбленные места тверитян» выделяется картина «У Речного вокзала». В ней спокойная гамма и гармония классической живописной традиции, и мы видим мягкие переходы в изображении неба и водного пространства, но в то же время выпадающая из этого классического художественного письма – черта обводки речного вокзала. И хотя она так непривычна для реализма, именно на ней и держится главное композиционное пятно. В его таких известных картинах, как «Заволжская Тверь», «Ледоход на Волге», «16 декабря в Твери», художник нашел оригинальные композиционные ходы и цветовые ритмы. Ночные проспекты города на Волге, Тверь, салютующая дате своего освобождения, ее набережные и мосты, дворы и окраины – все эти и многие другие картины запечатлели нам столицу Верхневолжья, которую любил сам мастер, и он передал это чувство своим зрителям.
Тонкость и проницательность лирика в живописи сочетались у него с дерзким новаторством и порой провокативной экспериментальностью в графике…
Он писал все, что под рукой, что доступно, что находилось в его мастерской: старые коврики, половики, ткани с интересным узором, чайники, вазы, кувшины, старую керамику. Зная об этом хобби, помогали друзья, постоянно что-то приносили. Так у себя в мастерской он постепенно собрал целый музей вещей, и они под взглядом мастера превращались в арт-объекты.
Вячеслав Петрович Столяров умел не только сочинить необычную композицию, но найти необычные цветовые решения, усиливая или ослабляя естественный цвет предметов. И часто радикально менял цвет в угоду общему замыслу композиции. И сочинял, как сочиняет композитор, раскладывая на некие цветовые знаки несколько цветов, используя символическую, подсознательную загруженность основных цветов – желтого, синего и красного. Возникала своеобразная музыка цветовых контрастов.
Зритель зачастую не привык к так называемому открытому цвету. Однако не отражает ли это динамику нашего бурного века, ведь телевидение транслирует нам те же открытые цвета: синий, черный, желтый. В творчестве Столярова вполне можно увидеть, как использование декоративности или абстрактности диктуется временем. Уравновешенность и сдержанность – это о его картинах. Возможно, их нужно смотреть с большого расстояния, и тогда они могут напомнить нам росписи на стенах, и это усилит эффект декоративности.
Удивительный человек, незаурядный художник, великолепный педагог – это все о нем. Преподавал в художественном училище им. А.Г. Венецианова, в Государственном специализированном институте искусств в Москве и состоялся как автор собственной системы в сфере художественного образования.
Его работы вдохновляли людей, которые смотрят на искусство без штампов и схем, ищут и пробуют новые пути. Учеников своих он приучал к смелости в выражении художественного замысла, к поиску и фантазии. Храбрый и уверенный в себе экспериментатор, немного хулиганистый по характеру, он был энергичным, неугомонным учителем, который помог очень многим студентам найти свой собственный стиль в творчестве. Это известные ныне тверские художники Александр Котов, Елена Логунова, Надежда Валь, Олег Новоженов, это ржевский художник Игорь Росляков.
Профессиональный художник, он стремился отбросить «алгебраические ходы» мастерства – затем, чтобы постигать тайны живописи интуицией и чутьем непосредственного восприятия. Имея огромный багаж знаний в мировой художественной культуре, В.П. Столяров каждый раз ставил для себя новые задачи.
Все его творчество можно поделить на несколько этапов: сначала классический реализм, потом поиски своего художественного языка, экспериментальность, условно декоративный этап в его творчестве. В конце своей жизни он снова возвращается к реалистической живописи, что мы и видим в его портретах: «Гена Серов – художник», «Внук Иван – артист», «Внучка Настя». Есть у него автопортреты. С них, как и с фотографий, на нас смотрит человек с самоироничной улыбкой, иногда хитроват, с лукавым прищуром. Кажется, что именно это помогало ему так видеть и изображать мир.
Виктория Кузнецова, член СП России, сотрудник Ржевского выставочного зала
фото: https://vk.com/vistavocnyzal