
31 августа 2025 года стало знаковой датой для транспортной инфраструктуры Верхневолжья: первый рейс современного судна на подводных крыльях «Метеор-120Р» от Ярославля до Твери открыл новую главу в истории речного сообщения между этими городами.
Этот маршрут, преодолевающий 500 километров по Волге с остановками в ключевых пунктах, не только восстанавливает забытые транспортные связи, но и предлагает альтернативу наземным путешествиям, сочетая скорость, комфорт и живописные виды. «Метеор-120» – это не просто новое судно, это возрождение легендарной серии советских судов на подводных крыльях, которые производились с 1959 по 2007 год. После прекращения производства спрос на такие суда сохранился, и в 2019 году ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева начало разработку обновленной версии. Современные «Метеоры» отличаются улучшенными навигационными системами, комфортабельными салонами с панорамными окнами и авиационными креслами, а также мультимедийным оборудованием и системами кондиционирования.
Запуск маршрута Ярославль – Тверь является частью более широкой стратегии по развитию скоростного речного сообщения в России. Этот маршрут, проходящий через исторические города Верхневолжья, не только обеспечивает транспортную связность, но и стимулирует туризм. Например, остановки в Угличе и Калязине позволяют пассажирам совместить путешествия с экскурсиями по местным достопримечательностям.
Отсутствие прямого железнодорожного или автобусного сообщения между Ярославлем и Тверью делает этот маршрут особенно востребованным. Поездка на поезде с пересадками занимает 9–14 часов и стоит от 2000 до 6000 рублей, тогда как на «Метеоре» – всего 11 часов по фиксированной цене 2600 рублей.
Без ложки дегтя не обошлось: как отмечают пользователи в соцсетях, инфраструктура некоторых причалов, например в Кимрах, находится в плачевном состоянии, что может ограничивать потенциал маршрута. Кроме того, вопросы окупаемости таких рейсов остаются открытыми: содержание судов на подводных крыльях изначально было затратным из-за высокого расхода топлива и сложного технического обслуживания – как бы не повторилась история с московским монорельсом.
Но здесь важно понимать, что запуск этого маршрута является частью более масштабной инициативы. Компания «Водолет», оператор «Метеора», уже развивает маршруты в других регионах, включая Нижний Новгород – Казань и Казань – Пермь. Планируется, что к 2027 году будет построено более 20 судов этой серии, которые будут использоваться на внутренних водных путях России. Так что, несмотря на некоторые вопросы к стоимости билетов и необходимости модернизации причалов, этот проект однозначно открывает новые возможности для туризма и путешествий в регионе.
Дмитрий Красных