Символическим событием российской жизни на прошлой неделе стал огромный пожар в ТРЦ «Мега» в Химках. Осиротевшая без магазина IKEA «Мега» продолжала оставаться знаковым объектом той жизни, которая теперь называется у нас «тучные нулевые». И вот она сгорела, зарево от пожара напоминало ядерный взрыв.
Окно в мир, где все для человека
Полностью сгорел гипермаркет строительных материалов OBI. Погиб один человек, охранник. Версия Следственного комитета – нарушение правил противопожарной безопасности во время сварочных работ. Жители Химок думали, что на город рухнул самолет, летевший в расположенное рядом Шереметьево. Все случилось рано утром, у машин на парковке у «Меги» завыли сигнализации, на парковку летели куски горящего здания.
Площадка в Химках, застроенная гипермаркетами, в 2004 году стала для нас, жителей Тверской области, своего рода окном в мир потребления. Особенно хороша, конечно, была IKEA – не магазин, а целая идеология, удобный комфортный мир, который можно было создать своими руками и за очень небольшие деньги.
Россияне только отошли от однотипных квартир с румынскими стенками и гарнитурами «Березка» производства Тверского вагонзавода. И когда оказалось, что мебель и предметы декора можно смело комбинировать, а собирать мебель IKEA настолько просто, что с этим может справиться неподготовленная к подобному труду женщина, это был переворот в сознании. Кстати, до сих пор неоцененный многими. «Что горевать по магазину, ведь главное – люди», – говорят они. Вот именно, люди – главное, и на некоторое время мы получили магазины, где все было сделано для удобства и радости людей.
Переплюнули Европу
Потом в Москве переборщили с огромными торговыми центрами. Помню, бродила я по одному такому безумному зданию, где можно было бы разместить несколько городов Тверской области – Торжок, Вышний Волочек и Осташков в придачу, и думала: «Зачем этот гигантизм?»
Позже всего мира включившись в гонку потребления, Россия решила переплюнуть весь мир. В «Крокусе» у МКАД, например, появился самый большой кинотеатр Европы. Просто любопытно, что сейчас показывают в этих 22 залах в связи с тем, что Россия попала под санкции и лишена мировых голливудских премьер? «Любовь и голуби: 40 лет спустя»?
Тверь: новые стандарты
Через несколько лет большие торгово-развлекательные центры стали появляться в Твери. Сначала построили гигантский офис «Тверьуниверсалбанка», ставший потом ТРЦ «Олимп».
Но создать настоящий торгово-развлекательный центр первым рискнул «тверской купец» Чхатвал Харминдер Сингх, построивший «Рубин» и «Рубин-2». Второй «Рубин» несколько не попал в эпоху, он появился уже после 2014 года, когда мир потребления пошел «под горку», но первый был просто прорывом в новую действительность. В нем до сих пор нет пустующих площадей, несмотря на уход из России многих брендов.
«Торговый парк № 1» с «Глобусом» задали новую планку – большого продовольственного гипермаркета как якорного объекта. В «Глобус» едут не только из Твери, вся Тверская область, а также Волоколамский и Клинский районы Подмосковья отовариваются в этом магазине, где реклама вкрадчиво успокаивает: «Глобус – где мир еще в порядке».
Гипермаркеты задали новые стандарты работы и жизни для молодежи. Тем, кто сожалеет по ткацкой фабрике «Пролетарка», выпускавшей невзрачные материи из почти дармового среднеазиатского хлопка, скажем, что рабочих мест в появившихся на месте этой фабрики магазинах примерно столько же. И работать продавщицей среди красивых вещей лучше, чем ткачихой среди грохота станков. Подростки, которые раньше болтались в подъездах во Дворе Пролетарки и наводили ужас на мирных обитателей этих краснокирпичных зданий, теперь тусуются в тепле под присмотром охранников. То же можно сказать о молодежи, которая проводит время в ТРЦ «Рио».
Лекарство от непогоды
К сожалению, погода у нас такая, что требует каких-то обширных общественных пространств, где люди могли бы просто гулять, встречаться, общаться, чувствуя себя в безопасности. И это не должен быть базар, потому что человечество переросло такие формы торговли.
В Финляндии, например, заводят под крыши целые улицы и люди гуляют по этим галереям, заходя в магазины. В канадском Ванкувере можно пройти из конца города в другой конец, не выходя из-под крыши.
Опасность легкой деградации
Очень не хотелось бы, чтобы нарядные торговые центры Москвы, Твери и окрестностей, построенные по технологиям быстровозводимых зданий (то есть, по-русски говоря, из разных некачественных материалов), начали бы ветшать, гореть и превращаться в прямую противоположность своему нынешнему назначению. Из островков безопасности превращаться в территории опасности. Они очень легко могут деградировать.
Мне уже показывали крысиные норы в обшивке одного недавно созданного торгового центра средней руки на окраине Твери. Чтобы этого не было, торгово-развлекательные центры должны постоянно модернизироваться, улучшаться, ремонтироваться, менять свой функционал – словом, развиваться.
Сейчас о развитии говорить сложно, потому что из России уходят качественные мировые бренды, а денег у россиян становится все меньше и меньше. Но как-то совсем не хочется возвращаться в девяностые, когда мы за занавеской на центральном рынке примеряли джинсы неизвестного происхождения.
Мария Орлова