В очередной раз пешеходный мост через Октябрьскую железную дорогу у казармы «Париж» собираются сносить. Впервые об этом было объявлено еще в 2018 году, но тогда дело отложили в трехгодичный ящик. А теперь, 29 июня 2021 года, АО «РЖДстрой» объявило о поиске подрядчика для строительства нового моста и демонтажа старого.
«Караван» писал об этом еще на прошлой неделе на своем сайте, и вот близится день окончания конкурса подрядчиков для заказа. Этот день настанет 15 июля, и тогда, вероятнее всего, заказ на «реконструкцию пешеходного перехода на станции Тверь Октябрьской железной дороги» обзаведется исполнителем.
И хотя 6 июля ОЖД в своих ведомостях сообщила о сохранении старого моста до завершения строительных работ над новым, давайте проанализируем ситуацию и постараемся прийти к логическому выводу относительно целесообразности данной инициативы «РЖДстроя». Ведь пока никаких четких планов у заказчика нет, так что, быть может, общественность сумеет положительно повлиять на его окончательное решение, чтобы все были довольны.
Мост стоял на своем месте еще в 1936 году – об этом свидетельствует сохранившееся фото из «Колхозной газеты» от декабря того года. Изначально он был деревянным, сооруженным практически из подручных материалов, но свою функцию выполнял: работники ткацкой мануфактуры могли возвращаться по нему домой, минуя железную дорогу, не опасаясь, что их, уставших после тяжелой смены собьет поезд, а также не дожидаясь, пока этот же поезд проедет мимо.
В послевоенное время, в 1950 году, мост укрепили, перестроили, и примерно в таком виде он дожил до сегодняшних дней. Каково же значение переправы для жителей Твери, а также насколько плачевно ее нынешнее состояние?
В первую очередь мост выполняет важную географическую функцию, ведь после пуска «Сапсанов» Октябрьскую железную дорогу огородили бетонным забором. Напрямик теперь не пройти, да и не безопасно это. Единственное решение – переправа через мост, который находится в удачном месте. С одной его стороны расположена остановка «Улица Константина Заслонова», а с другой – краснокирпичный Морозовский городок, а также дорога в Центральный район города.
Во-вторых, важную роль играет привычка уже нескольких поколений тверитян, которые пользуются этим мостом. За свою долгую и неизменную службу мост стал неотъемлемой частью жизни многих жителей Твери. На его перилах даже висит несколько замков, оставленных то ли молодоженами, то ли крепкими друзьями. Можно сказать, что и какое-никакое культурное значение данное сооружение тоже имеет.
Но сказать также стоит и о его нынешнем состоянии: перила проржавели, ступени осыпаются, а асфальтовое покрытие на самом мосту будто перенесли с районных автомобильных дорог. То есть состояние плачевное. Стоя на середине, можно отчетливо почувствовать, как мост качается от ветра. Да и в принципе, ступая на него, трудно не ощущать дискомфорта, если только ты не привык ходить по нему каждый день.
Помимо этого, в официальном заявлении РЖД от 2018 года сказано: «Отремонтировать пролетные строения не представляется возможным – требуется их замена. Опоры также непригодны к эксплуатации вследствие коррозии металла и трещин в сварных швах рельсостоек, что в любой момент может привести к потере устойчивости опор и обрушению сооружения».
По всему получается, что, хоть мост и играет важную роль в жизни граждан Твери, он так или иначе находится в тяжелом состоянии, из которого его попросту не вывести (либо это слишком дорого и невыгодно, не будем забывать).
Поэтому «РЖДстрой» и предлагает альтернативу, однако далеко не всем она приходится по душе. Дело в том, что, по информации из официальных документов о заказе на стройку нового моста, путепровод хотят возвести в полутора километрах от его нынешнего местоположения – около железнодорожного вокзала. Разумеется, это не устроит жителей, ведь мы уже разобрались, насколько важно географическое положение моста.
Если мы откроем карту, то увидим, что в случае возведения нового перехода и сноса действующего жители квадрата, очерченного улицами Карла Либкнехта, Севастьянова, Циолковского и Октябрьской ЖД, останутся без возможности быстрого перехода через железнодорожные пути. Сами горожане по большей части выступают против сноса переправы.
«Если мост снесут, то нам придется либо 1,5 км идти до вокзала, либо чуть больше в сторону Комсомольской площади, – возмущается жительница улицы Циолковского Екатерина Васильева. – Там есть переход под железной дорогой, но он не удобен тем, что тротуар есть только с одной стороны, да и тот шириной в полтора человека».
«Скорее всего, народ попросту снесет бетонный забор и будет ходить напрямик, – делится своими предположениями Егор Степанов, проживающий на улице Севастьянова. – Может, кого-то и поймают, оштрафуют, но вряд ли с этим будут вечно бороться. Плюнут, и пускай народ поезда давят».
«Караван», конечно, против нарушения правил поведения на железнодорожных путях, но таково мнение отдельных жителей города. И тем не менее «перенос» моста к вокзалу выглядит нецелесообразно еще и потому, что в этом месте уже есть подземный переход, ведущий к пригородным кассам. Зачем там еще и мост? Не ясно.
Однако факт остается фактом: 16 июля будет объявлено о завершении поиска подрядчика для строительства нового моста, и тогда, вероятнее всего, мы узнаем судьбу любимого народом перехода у «Парижа». А вместе с нами об этом узнают наши читатели, поэтому следите за новостями от «Каравана».
Кирилл Салимов