Православный историко-этнографический центр «Спас» уже более 25 лет знакомит жителей Твери с русской воинской культурой. Недавно в центре Твери в рамках проекта «Тверской кремль» центр «Спас» открыл музейную экспозицию «Гридница тверского князя».
Накануне Дня защитника Отечества в «Гриднице» прошел ознакомительный мастер-класс по русскому средневековому оружию. Его для всех желающих провел руководитель центра «Спас» Дмитрий Баранов. Мы поговорили с Дмитрием об основах мужского воспитания в русской традиции.
– Дмитрий, экспозиция «Гридница тверского князя» открылась в здании на улице Советской в конце 2023 года. Расскажите о том, как дальше будет развиваться это пространство.
– Ранее мы находились в двухэтажном здании № 12 на улице Советской, которое мы оформили в стиле Владимирской башни Тверского кремля, которая была единственной из всех каменной, а не деревянной. К слову, в башнях раньше жили и совершенствовались в ратном деле воины.
Но уже через полгода стало ясно, что нам здесь тесно. В этом помещении невозможно было принять большие группы посетителей. И когда Тверская епархия предложила нам подвальное помещение в доме № 36 на Советской, то мы решили обустроить его как княжескую гридницу.
Гридница – это место, где жила дружина князя. Здесь хранилось оружие, проходили пиры и военные советы. Обустройство гридницы будет продолжаться. В будущем, для того чтобы она была максимально похожа на средневековую, мы распишем стены, а также украсим их шкурами и рогами животных.
– Недавно у вас прошел мастер-класс по средневековому оружию. Какие планы на ближайшее будущее?
– У нас есть проект «Дорогой отцов», в рамках которого мы рассказываем о русских сказках, былинах, их символике и значении. Так, 3 марта состоится беседа «Против неба на земле», посвященная традиционным представлениям о мире русского православного человека.
– Насколько сейчас вырос интерес к русским древним традициям и воинскому искусству?
– С одной стороны, на лекции и мастер-классы приходят по 40 человек и больше. К нам приезжают гости из Москвы, Петербурга, Сибири и с Урала. А с другой стороны, «Спас» – по-прежнему единственный клуб в Твери, который знакомит людей с чисто русской воинской культурой. Мы недавно приглашали людей на занятия русским рукопашным боем (вольный стиль). Занятия мы проводили бесплатно, но заявок пришло очень мало. Зато в Твери очень много разных реконструкторских клубов, а также секций по восточным единоборствам.
– Вы и сами когда-то занимались восточными единоборствами и йогой. Как вы пришли к изучению русской традиции?
– Однажды я испытал озарение (по-восточному – сатори). Я сидел в медитации и осознал, что я, Дмитрий Станиславович Баранов, сижу в комнате на татами в кимоно. У меня стены расписаны в стиле воды и ветра. В таконома стоит икебана. На стене висит катана. В этот момент я остро понял, что я – дурачок, простой городской сумасшедший. Осознав это, я решил разобраться в себе через свою культуру. Я понял, что надо исправляться и вставать на прямой путь.
Я встречал много людей, которые называют себя «русскими самураями». Но они почему-то то ли не знают, то ли не говорят о том, что настоящим самураем может стать только тот, кто обучается этому искусству с ранних лет в Японии. Я считаю, что если ты родился русским, то твоя задача – разобраться в себе через свою культуру. Это самый прямой и верный путь понять самого себя.
– Вы проводите занятия рукопашным боем. В чем их польза и может ли на них прийти мужчина без спортивной и боевой подготовки?
– Я приведу пример. В эпоху Древней Греции все мужчины до старости должны были как минимум раз в неделю заниматься воинским искусством. Если они этого не делали, то их выгоняли из города или заставляли платить большой штраф. Я считаю, что если ты мужчина, то ты должен хотя бы раз в неделю выделять время для занятий боевыми искусствами, тем более что они способствуют выработке тестостерона и других «мужских» гормонов.
По сути, мы создали секцию, где преподаем азы самообороны. Мы занимаемся физкультурой, поэтому специальная подготовка здесь не нужна. Мы делаем растяжку, беговые, дыхательные упражнения, тренируемся с муляжами исторического боевого оружия. Затем мы пьем чай и ведем задушевные беседы. Мужчинам нужна общность, клуб, где они могут не только потренироваться, но и пообщаться между собой.
– Вы глубоко исследуете русскую традицию. Многим интересно будет узнать, какой путь раньше проходил мальчик, чтобы стать самодостаточным мужчиной.
– Есть такое выражение «с молоком матери». Когда ребенку читают сказки, то он, сам того не понимая, впитывает в себя глубинные сакральные смыслы, которые потом раскроются во взрослом возрасте. Я советую чаще читать мальчикам «Бой на Калиновом мосту», «Иван Быкович» и другие сказки, которые описывают мужские инициации, переходы, путь взросления.
Сказка выполняет еще одну важную роль. Объемное мышление может сформироваться только в большом звуковом объеме. Нужно живое общение между детьми и родителями. Чем больше мы разговариваем с детьми в младые годы, тем больше они научаются слушать нас в отрочестве, привыкают не просто слушаться, но слышать.
Но важно осознавать, что мужские понятия мальчику может передать только мужчина. А сейчас в детских садах, школах, университетах в основном работают женщины. И мальчик может начать невольно брать с них пример, копировать модель их поведения.
В центр «Спас» входит три организации: «Дружина православных следопытов», «Братство меча» и клуб «Сеятель». Матери-одиночки часто приводят к нам сыновей, понимая, что им не хватает мужского поведения.
На Руси раньше отцы в определенном возрасте отдавали своих сыновей на воспитание дядькам-пестунам, которые обучали их мужским наукам и боевому искусству. В «Спасе» и я, как и любой тренер, стал таким вот «дядькой» для многих отроков.
Можно по-разному относиться к современной армии, но как институт взросления она очень важна. Во время моей службы в армии я попал в жесткую мужскую среду. Порой приходилось выживать, но зато я и очень многому научился. Помнится, что для ребят, которые выросли в неполных семьях, это был настоящий шок. Им было труднее всего.
– В русской культуре большую роль играли различные инициации и переходы. Как их можно организовать ребенку в современном мире?
– Сохранились свидетельства о том, что еще в девятнадцатом веке в Архангельской области парень, прежде чем заявить о том, что он готов жениться, должен был за день вспахать поле, рассчитанное на одну на семью. Если он проходил испытание, то имел право носить мужские порты и свататься к девушкам. Инициации в нашей культуре частично сохранились. Например, в армии оружие дают только после принятия присяги. Посвящение в студенты – тоже инициация. Ты готовился, держал экзамены, а потом прошел посвящение, на котором тебе вручили студенческий. Получение аттестата в школе тоже переход.
«Да, бой с самим собой есть самый трудный бой. Победа из побед – победа над собой», – писал германский поэт семнадцатого века Фридрих фон Ландау. Время от времени мужчина должен совершать подвиг, выходить за собственные пределы. Например, наши «Православные следопыты» организуют для подростков лагеря. В них приезжает молодежь даже из Америки. Некоторые дети после двух-трех дней жизни в палатке звонят родителям и просят их забрать. Воспитатели им говорят: «Вы зря это делаете. Пусть мальчик останется, переборет себя, у него на всю жизнь останется эта победа над собой».
Как говорят на Руси: у человека есть стержень. Он формируется, когда человек проходит испытание. А если юноша сдался при первых трудностях, это тоже останется с ним на всю жизнь. Есть такое понятие «характер». Что это такое? Характер буквально – это «отпечаток, клеймо», «отличительная черта», некая выбоина, особенность. Люди, которые прошли испытание, будут опираться не на опыт и не на полученные знания, а на свой внутренний стержень. Он формируется под давлением извне так же, как под давлением выращивается из графита кристалл алмаза.
– Насколько важно мальчику познакомиться с древним оружием, подержать в руках меч, надеть доспехи?
– Четыре раза в году центр «Спас» организует различные молодежные фестивали исторического моделирования. На них подростки могут примерить оружие и под присмотром опытных наставников пройти испытания в качестве древнерусских ратников. Мы полностью одеваем парней от рубах до доспехов, даем им муляжи оружия, дабы они смогли понять, что такое мечный, или копейный, бой. Победитель опоясывается ножом, который мы ему дарим. Ко Дню Победы мы традиционно проводим православный молодежный фестиваль исторического моделирования «Копье святого Георгия». На нем ребята могут пострелять из лука и самострела, метнуть сулицу и копье, сразиться на копьях и мечах. Осенью мы проводим молодежный историко-этнографический фестиваль «Новолетие. Стрелецкий полк». На нем отроки тоже могут проявить себя.
Для нас важно, чтобы ребята не просто увидели оружие, а получили реальные переживания от владения им. Только через такие моменты человек получает знание, ведь знание – это информация плюс опыт. Даже на простых мастер-классах я говорю отрокам: «Возьмите в руки оружие, наденьте доспехи, почувствуйте, как лежит в руке меч, посмотрите, как выглядит мир сквозь забрало». Они нигде не смогут получить подобный опыт. И пусть он не пригодится им в жизни напрямую, но он точно их изменит.
– Вы пишете книге в стиле славянского фэнтези. Уже вышли произведения «Ведун» и «Путь воина». Какие книги еще в работе?
– Я пишу продолжение «Ведуна». По главе выкладываю на платформу «Литрес» по мере готовности. На одну книгу уходит больше года. Мы проводим очень много мероприятий, плюс надо зарабатывать деньги для семьи, поэтому на литературное творчество остается не так много времени.
Беседу вел Андрей Сабынин
фото: Вадим Дорохин