В Твери, в микрорайоне Южный, возле парки магазина «Декатлон» 19 апреля 2022 года бастовали тверские таксисты.
Акцию протеста организовала инициативная группа, которая откликнулась на призыв коллег из других регионов. В Твери на забастовку удалось собрать более 100 водителей агрегатора «Яндекс.такси». В утренние часы ожидание машины «Яндекса» увеличилось с 3-4 до 12-15 минут.
Что требуют водители
В первую очередь они хотят, чтобы система стала более простой. Сейчас она разделена на 4 уровня: бронза, серебро, золото и платина. Чем выше статус, тем более интересный заказ может взять таксист.
Во-вторых, водители хотят, чтобы агрегатор снизил размер своей комиссии. Сейчас таксист платит 18% за заказ агрегатору и еще 3-5% таксопарку, в котором оформлен. Таксопарк – юридическая прокладка между водителем и «Яндексом». Парк может находиться даже в другом городе или существовать только на бумаге.
«В-третьих, мы хотим, чтобы «Яндекс» вернул возможность выкупить смену на 7 дней. В таком режиме комиссия с каждой поездки не снимается. Мы можем сами планировать свой график работы. Сейчас смену можно выкупить только на 12 часов. Чтобы отбить вложения, нужно пахать без продыху полсуток. Мы очень устаем, а это угрожает безопасности перевозок», — заявил представитель инициативной группы протестующих.
Таксисты считают, что бонусную систему «Яндекса» нужно упростить, а еще лучше отменить. Они рассказали много историй, когда агрегатор не выплатил обещанные бонусы. Одному водителю, говорят, недоплатили более 70 тыс. за полгода.
«Верните конечную точку маршрута»
Сейчас таксисты в какой-то степени играют в лотерею. Они берут заказ, сажают в машину пассажира и только в этот момент видят конечную точку маршрута. Многим таксистам такая система не нравится. Они не любят, например, ездить на окраины города и в дачные кооперативы, откуда неудобно возвращаться в центр Твери. В некоторых случаях водители отказываются от таких заказов, и пассажирам приходится искать новую машину.
Цены на поездки нужно повышать
Это еще одно требование водителей. По их словам, средний чек поездки, не менялся уже много лет. Таксисты также считают, что стоимость должна оставаться одной в течение всего дня. Сейчас цену поездки считает сложная система «Яндекса», учитывая количество заказов, машин на линии, загруженность дорог и другие факторы.
«Мы будем писать свои цены», — выкрикнул во время акции протеста один из водителей.
Даст ли забастовка результаты?
У протестующих очень ненадежная позиция. Они правильно говорят, что «Яндекс» — всего лишь информационная система, соединяющая водителей и пассажиров. Но при этом они забывают о том, что большинство из водителей не имеют лицензии на работу в такси. И все знают, что «Яндекс», пользуясь несовершенством законодательства, берет на работу водителей, не спрашивая у них разрешение на работу.
Ситуацию должен поменять новый закон «О такси», который пытаются принять уже много лет. «Караван» надеется, что закон, четко регламентирующий работу такси в России, будет принят, несмотря на сопротивление агрегаторов. Им необходимо присвоить статут такси, а также прописать четкую ответственность за водителей и сами перевозки.
«Караван» рассказывал, что Игоря Руденю призвали отменить единые цвета такси в Тверской области.