На прошлой неделе в администрации Калининского района состоялся напряженный разговор между жителями, властью местного и областного уровня, представителями «Автодора» и его подрядчиками.
Строительство северного обхода Твери автомагистрали М-11 «Нева» началось этим летом и вызвало многочисленные протесты среди жителей деревень Калининского района. «Караван» на своих страницах неоднократно поднимал эту тему. Глава Калининского района Андрей Зайцев решил организовать общую встречу, чтобы сгладить острые углы и помочь жителям найти общий диалог с «Автодором» и его подрядчиком.
Три варианта северного обхода – это пиар Игоря Рудени?
Жители деревни Жорновки напомнили, что губернатор Тверской области Игорь Руденя в 2019 году озвучил информацию, что существует три варианта прохождения дороги. Один из них предполагал, что дорога пройдет вдали от деревень и СНТ по болотам в сторону Васильевского Мха. Он бы устроил жителей как левого, так и правого берегов реки Тверцы.
Создатель проекта северного обхода М-11 главный инженер «Союздорпроекта» Михаил Белозеров заявил, что никаких трех вариантов не существовало. С 2006 по 2010 год прорабатывалось обоснование инвестиций, а с 2010 по 2014 год создавался сам инженерный проект, который был утвержден Главгосэкспертизой РФ. В 2019 году проводилась корректировка проекта с целью приведения его в соответствие с изменившимся экологическим законодательством.
«Ваш губернатор говорил о трех вариантах с целью пиара. В 2019 году никакие другие варианты уже не прорабатывались. Забудьте уже про какие-то еще варианты. Проект утвержден и активно реализуется. И причем тут жители и их мнение? Это федеральная трасса, – оговорился Михаил Белозеров, сделав длинную паузу. – Да, конечно, мнения жителей учитываются, но нужно понимать, что у реализации федерального проекта есть свои механизмы, они запущены уже очень давно и их не остановить».
Будет ли защита от шума?
Жители многих деревень говорили, что не могут нормально спать. Работы ведутся в круглосуточном режиме. Вокруг деревень и СНТ стоят облака каменной пыли, которой приходится дышать местным жителям. Люди помнят, что на встрече с «Автодором», которая была в 2021 году, жителям обещали установить шумозащитные экраны, которые смогут хоть как-то сгладить дискомфорт от круглосуточного соседства с федеральной стройкой. Корреспондент «Каравана» тоже присутствовал на этой встрече и помнит это обещание.
На деле никаких экранов нет и, как выясняется, уже не будет. Антон Строкин, директор Тверского филиала ГК «Автодор», заявил, что шумозащитные экраны будут установлены только на завершающем этапе строительства с целью защитить жителей от шума уже работающей дороги. «Во время строительства экраны установить невозможно», – резюмировал Антон Строкин. Ему возразил житель одной из деревень Калининского района, который работает профессиональным строителем. По его мнению, экраны можно установить сейчас, а потом на каком-то этапе разобрать и снова собрать к моменту сдачи автомагистрали в эксплуатацию.
Константин Штейн, руководитель проекта ООО «Трансстроймеханизация», пообещал, что многие нарушения, которые выявлены жителями, будут устранены. «На объекте работает куча других подрядных организаций, которые к нам даже отношения не имеют. Мы всячески пытаемся бороться с нарушениями. Мы готовы днем и ночью общаться с жителями, реагировать на их замечания. Мы готовы привлечь институт, чтобы замерить уровень шума. Если он превышает нормы, то будем частично уходить от определенного вида работ в ночное время», – пообещал Константин Штейн.
Дороги будут восстановлены
Антон Строкин заявил, что все местные дороги, которые используются при строительстве северного обхода, будут укреплены и восстановлены. Карта дорог утверждена Министерством транспорта Тверской области. «Росавтодор» строит сейчас дополнительные электрические и газовые сети, необходимые для скорейшего возведения магистрали. Сейчас прорабатываются механизмы, которые позволят после сдачи северного обхода М-11 передать эти объекты на баланс администрации Калининского района и правительства Тверской области.
Как выяснилось, в одной из деревень строители засыпали обводной канал, который спасал людей от весенних и осенних наводнений. Проблема в том, что его нет ни на одной из действующих карт. Тем не менее «Росавтодор» и его подрядчики готовы сделать жителям времянку, а после завершения строительства полностью восстановить обводной канал.
«Смета строительства северного обхода была утверждена в четвертом квартале 2021 года. Стоимость работ оценена в 69 млрд рублей. Изначально мы планировали сдать объект в 2025 году, но перед нами стоит задача сделать это к 2024 году. У нас уже сейчас есть распоряжение, которое перераспределяет финансирование на 2023–2024 годы», – пояснил Антон Строкин.
Экологическая катастрофа на западе Твери?
«Автодор» пытается ускорить сроки сдачи объекта разными путями. Один из них – добыча песка непосредственно рядом со стройкой. Антон Строкин рассказал, что в правительство Тверской области направлены запросы на предоставление подобных месторождений. Жители Отмичей, Бора и других деревень в районе Дуденевского заповедника, где река Тьма впадает в Волгу, рассказали о том, что совершенно неожиданно для них рядом началась разработка песчаного карьера. Как они рассказывают, общая площадь будущего карьера составит около 100 гектаров. Часть вековых сосен уже вырублено, часть подготовлено под вырубку.
«Это охранная зона Дуденевского заказника. Здесь растут растения, которые занесены в Красную книгу. В 2017 году вступил в силу закон о создании рядом с городами зеленых щитов. Получается, что с северной стороны Тверь лишится своего зеленого щита, – говорят жители деревни Отмичи. – Городецкий ручей, который когда-то был рекой Городенькой, берет начало в месте, где сейчас разрабатывают карьер. Когда-то рядом с нами уже вели разработку песка. После этого у нас упал уровень грунтовых вод, а русло реки Тьмы сместилось в сторону Дуденева».
Сейчас люди добывают воду из колодцев глубиной 18 метров. Они опасаются, что после разработки карьера вода уйдет еще глубже. Жители потребовали от правительства Тверской области застраховать их от возможной потери воды или построить им полноценный водопровод.
Есть еще один важный момент. Рядом с деревнями находятся отстойники племзавода «Заволжский». Лесной буфер хоть как-то защищал жителей деревень и окраины Твери от смрадного запаха. Когда лес вырубят, вонь накроет Калининский район и областную столицу.
Жители очень хотят понять, была ли проведена качественная экологическая экспертиза. Людмила Белякова, начальник отдела недропользования Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, пояснила, что никакой экологической экспертизы проводить не нужно. «Участок выбран весной 2022 года с учетом категории леса, которую можно использовать для целей недропользования в соответствии со всеми действующими законами. Там произведена оценка запасов, выявлено большое месторождение песка. Проект создан с учетом охранных и водоохранных зон. Выданы разрешительные документы с учетом всех требований законодательства, – пояснила Людмила Михайловна. – Карьер будет разрабатываться, несмотря ни на что. По итогам разработки там будет водоем с зоной отдыха, как на Константиновском карьере».
Местные жители были крайне изумлены и возмущены такой постановкой вопроса. Они заметили, что после проведения встречи все работы на карьере были остановлены. Снова они начались только в воскресенье, 28 августа. Активисты уверены, что экологическая экспертиза просто необходима, ведь рядом находится Дуденевский заповедник. Жители готовят петицию, которую направят в самые разные проверяющие инстанции, в том числе в Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру.
Степан Гаврилюк, директор ООО «Управление карьерами», пообещал, что добыча песка будет вестись на глубине 10–12 метров и что подрядчик заинтересован в контакте с местными жителями. Люди не верят в эти обещания. Многие из них профессиональные строители, которые знают, что добыча песка может вестись на глубине до 30 метров. «Автодору» нужно очень много песка, и он найдет возможность согласовать углубление карьера.
Местные жители понимают, что такая разработка может иметь непредсказуемые долгосрочные последствия. «Автодор» построит дорогу и будет на ней зарабатывать, а людям здесь жить, и они готовы бороться за свою малую родину. Администрация Калининского района со своей стороны готова в одном из мессенджеров создать общий чат, в котором местные жители смогут в оперативном режиме получать ответы от «Автодора» и его подрядчиков.
Вечером 28 августа в Отмичах прошел сбор инициативной группы жителей, которые настроены спасать свое прекрасное село. Кстати, здесь построен скит Николо-Малицкого монастыря, красивый комплекс в афонском стиле. По преданию, именно на месте будущего карьера первый русский святой князь Глеб, сын крестителя Руси князя Владимира, когда ехал к Святополку Окаянному на верную гибель, упал с коня, сломавшего ногу. Есть о чем задуматься нашему православному губернатору Игорю Рудене.
«Караван» следит за развитием событий.
Андрей Сабынин