Транспортная реформа в Твери началась почти два года назад. Синие автобусы «Транспорта Верхневолжья» стали единственным видом общественного транспорта в городе. Многие аспекты работы перевозчик так и не наладил. Проблемы усугубились в новогодние каникулы.
Удивительно, но многие жители Твери тоскуют по маршруткам! А помните, как их ругали? Только ленивый не писал, что маршрутки – это прошлый век, что на них опасно передвигаться по городу, что нет возможности отслеживать их в онлайн-режиме, отсутствует возможность приобрести социальный проездной и абонемент на разное количество поездок. Да и оплата проезда у разных перевозчиков (даже на одном маршруте) могла быть разной. Стоимость одной поездки тогда достигла 31 рубля.
Проезд в автобусах «Транспорта Верхневолжья» за два года подорожал всего на два рубля. С 1 января 2022 года стоимость одной поездки в Твери при оплате картой составляет 27 рублей, а наличными 31 рубль. Стоимость проезда в Старице по карте теперь составляет 18 рублей, а наличными 22 рубля. В Зубцове за одну поездку картой вы заплатите 22 рубля, а наличными 26 рублей. Стоимость проезда для льготных категорий граждан и школьников останется прежней.
У «Транспорта Верхневолжья» сбилось расписание
«Верните маршрутки», – пишут в соцсетях жители Твери. Это делают вечно недовольные жизнью критиканы или для такого мнения действительно есть веские основания? Главная претензия людей – водители «Транспорта Верхневолжья» не следуют расписанию. За новогодним столом (кстати, в новогоднюю ночь автобусы не ходили) мне рассказывали о мучениях сотрудников ТЭЦ-3. В будни они выходят из проходной в 18:00 с желанием сесть на автобус № 14, который по расписанию уходит в 18:03, но его уже и след простыл. И это распространенная ситуация. Житель Твери Иван рассказывает, что на маршруте № 208 тоже происходят сбои с расписанием: «Все по старой схеме, за практически два года никаких улучшений, «Транспорт Верхневолжья» остается верен кривому расписанию и вранью. Автобус, в частности безальтернативный № 208, на определенной части маршрута уходит более чем на 10 минут раньше времени, а следующий через полчаса».
Наиболее остро эта проблема обнажается в утренние часы пик. Да, автобусы с утра ходят чуть чаще, чем днем, но этого все равно недостаточно. Большая часть парка «Транспорта Верхневолжья» – автобусы среднего класса вместимости ЛиАЗ-4292.60 с двумя дверьми и высокой задней площадкой. В часы пик они быстро заполняются людьми. Входить и выходить из них очень неудобно.
Представьте ситуацию, человек с утра пришел на остановку, а его переполненный автобус уже уехал. Приходится ждать 20–30 минут следующего, который переполнен еще больше. Жители Твери вспоминают, что раньше маршрутки с утра ходили намного чаще, поэтому уехать было проще, даже не зная расписания. А еще ходили неспешные, но вместительные троллейбусы.
В новогодние праздники часто сбоило приложение «Волга». Автобусы появлялись и исчезали на карте, а время ожидания с 20 минут могло резко смениться на 5 минут, хотя никаких пробок не было.
Автобусы просто не приходят
Это продолжение предыдущей проблемы. Об отмене автобусов через приложение не сообщается. В расписании они есть, в действительности нет.
«Бабушка простояла в Мигалове 40 минут в ожидании одного из самых востребованных маршрутов № 9. «Отлично» работает общественный г..в. транспорт в Твери», – пишет в группе «Транспорта Верхневолжья» в социальной сети «ВКонтакте» жительница Твери Светлана.
С такой же проблемой столкнулась и жительница Твери Марина: «Как же достало все это безобразие. Уже дважды по расписанию нет автобуса № 41, опаздываю на работу, вызываю такси, и это в праздники, за сумасшедшие деньги».
Жительница Галина работает в ночную смену. На работу она и ее коллеги добираются на автобусе № 106. Пассажирка сообщает, что расписание часто не соблюдается: «Маршрут в 19:02 бывает не чаще чем через день. Иногда не бывает и маршрута в 19:16. На работу постоянно опаздываем. Почему игнорируется остановка «Дачи» по пути Эммаусс – ТЦ «Метро»? Водители постоянно пролетают, не останавливаясь, хотя на данной остановке находится склад, где работает большое количество людей. Нигде не указано, что это остановка по требованию».
Все сразу или ни одного
Еще одна странность работы «Транспорта Верхневолжья» заключается в том, что очень часто автобусы разных маршрутов приходят одновременно или с небольшим интервалом. Например, автобус № 15 в будни на остановку «Улица Благоева» приходит в 7:02, а автобус № 51 в 7:05. Если ты на них не успел, чтобы доехать до центра, придется снова ждать эту «склеившуюся» пару. Похожая ситуация часто встречается и на других остановках. «Паровозики» «Транспорта Верхневолжья», когда автобусы идут один за другим, стали для Твери обычным явлением.
Почему расписание до сих пор не отлажено? Возможно, перевозчик не видит в этом проблемы. Ходят слухи, что расписание для «Транспорта Верхневолжья» с помощью компьютерной симуляции составляла какая-то специализированная контора. И взять и поменять расписание перевозчик просто не может. Нужно согласовать этот вопрос в министерстве транспорта, а потом уже запустить всю процедуру отладки. Дело в том, что «Транспорт Верхневолжья» выполняет госконтракт, который заказало правительство Тверской области. А значит, именно правительство и должно быть инициатором изменения расписания.
Один бывший водитель автобусов в Москве рассказывал мне, что для перевозчика главное – проехать указанное в контракте число километров. Порой ему приходилось ездить на своем автобусе лишний рейс по столице, чтобы накатать дополнительные километры.
Изменения назрели
Получается, что для «Транспорта Верхневолжья» выполнение госконтракта – приоритет. Заинтересован ли его заказчик в структурных изменениях? А они нужны. Директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта, профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) доктор технических наук Михаил Якимов анализировал работу «Транспорта Верхневолжья» и пришел к выводу, что следствием большого количества маршрутов (более 80), действующих на территории города, является дублирование, низкая заполняемость подвижного состава и избыточная нагрузка на городскую инфраструктуру транспорта общего пользования.
У большинства маршрутов общественного транспорта установлены большие интервалы движения. Нет ни одного маршрута с интервалом 5–7 минут. Кроме того, на многих маршрутах осуществляется не более 10 рейсов в день.
Михаил Якимов считает, что в Твери целесообразно отказаться от использования протяженных диаметральных маршрутов, сократить дублирование, наладить систему пересадок, перераспределить подвижной состав, отдав предпочтение автобусам большой вместимости для работы на маршрутах, обслуживающих центр города, и автобусам малой вместимости для работы на пригородных маршрутах. Это, с одной стороны, увеличит заполняемость автобусов большой вместимости, а с другой стороны, сократит время ожидания транспорта на маршрутах с низким пассажиропотоком за пределами центра города.
Общественному транспорту Твери нужна новая реформа, которая усовершенствует его работу. Пора запустить общественное обсуждение этого вопроса. И как мы уже видим, жителям Твери есть что сказать по этому поводу.
Андрей Сабынин