Есть у Виктора Олеговича Пелевина славная традиция – раз в год по книге выпускать. Вот и в этом году именитый автор не стал изменять себе и выпустил новый роман под громким названием «Круть».
Про Пелевина в последние годы все чаще говорят, мол, уже не тот: лейтмотив у него на все книги один, сюжеты повторяются, а самобытности все меньше. Безусловно, на заре его творчества (а было это в 1990-х и нулевых) буквально каждая его книга была обсуждаемой сенсацией, которую крайне активно разбирали на цитаты в литературных сообществах. Сейчас же, несмотря на то что шумихи вокруг творчества Пелевина заметно меньше, книги под его эксцентричным авторством все еще отлично продаются, ежегодно делая «Эксмо» приличную кассу. Вот только критики с читателями уже давно не в том же восторге, что и 20 лет назад.
«Круть» является продолжением серии книг про далекое будущее, где люди стали практически бессмертными, получив возможность погружать свой мозг в банку со специальным раствором сразу после смерти. Обсуждаемая сегодня новинка – это уже четвертая книга в этой серии. И это тот самый случай, когда автор действительно ощущается уставшим. Уставшим от этой серии, от ежегодного книжного марафона и, возможно, даже от нашей реальности.
Начать стоит с того, что даже критикуемый современный Пелевин – это более чем достойный представитель современной отечественной литературы. Это отменный автор с хорошим чувством юмора, интересным взглядом на мир и нестандартным пониманием самой жизни. И в каждой его книге, даже самой спорной, всегда были свои сильные стороны, яркие литературные образы и грамотные оммажи на современность, так что слово «плохо» никогда на самом деле не стояло рядом с литературой Виктора Олеговича. Но вот, видимо, этот момент настал – «Круть» претендует на звание худшей книги автора за последние годы.
Во-первых, полное отсутствие развития книжной серии. Все события в книге ощущаются как какое-то странное и крайне необязательное ответвление, которое, по сути, никак не влияет на глобальный сюжет. Более того, развития вглубь тоже не происходит, и почти весь роман мы читаем не про мир будущего с его любопытными изменениями в устройстве общества и полным отрицанием самого факта смерти, а про колонию. Простая зона с блатняком, феней и прочими не сказать чтобы интересными и приятными вещами оказывается в центре сюжета. И не дайте динозаврам и вселенскому злу, которыми так бравируют в аннотациях, вас обмануть – читать придется именно про уголовников.
Во-вторых, скучный, рафинированный стиль. В этот раз каким-то чудом Пелевину удалось еще и все это написать скучно. Глазу практически не за что зацепиться: диалоги скучные и прямолинейные, сюжет медлительный донельзя, а новые герои не вызывают особого интереса. Книга просто ощущается вымученной – нужно же что-то написать раз в год…
В-третьих, как будто отсутствующая центральная идея. Здесь Виктор Олегович всегда был исключительно в выигрышной позиции: его дзен-буддистский взгляд на нашу реальность приковывал к себе огромную аудиторию и позволял философски относиться к жизненному хаосу. Пелевин десятилетиями писал о матрице, учении Канта, жизни Будды и восприятии самого себя, и это нравилось его аудитории, так как было достаточно глубоко и чутко, но при этом по-своему весело. Но в этот раз что-то пошло не так, и Пелевин абсолютно серьезно посвящает полноценный роман гендерному вопросу. При этом он толком ничего нового сказать не может – эта тема уже поднималась в его романах, хоть и не была главенствующей. «Круть» – это буквально набор кое-как сшитых тем: здесь мы пнули Дугина, здесь неловко поговорили о гендерах, а здесь посмеялись над феминистками. И после прочтения этой каши возникает лишь один вопрос: «А что вы хотели сказать-то, Виктор Олегович?»
Есть в интернете одна теория, которая гласит, что вместо Пелевина его книги давно пишет нейросеть. Люди над ней по большей части смеются, удивляясь плодовитости автора и его любви к синонимичным темам. Но вот «Круть» ощущается именно как творение бездушного искусственного интеллекта, подражающего авторским текстам. Это сухой, скучный и совершенно необязательный роман некогда оригинального и самобытного автора, который, хочется верить, еще сможет приятно удивить нас по-настоящему авторскими текстами без привкуса литературосодержащего нейросетевого продукта.
Дмитрий Красных