Заявление председателя Государственной Думы РФ Вячеслава Володина о том, что детям мигрантов планируют отказывать в зачислении в учебное заведение, если они не будут знать русского языка, вызвало широкий резонанс. Как обстоит дело в Тверской области со школьниками и студентами, не владеющими русским языком? Насколько актуальна эта проблема?
Директор тверской школы на улице Орджоникидзе как-то призналась, что ее школа «узбекско-азербайджанская с русским уклоном». Район пятиэтажек советской постройки на Зеленом проезде уже давно сменил свое этническое лицо: на место советских пенсионеров, тех, кто получал здесь квартиры от экскаваторного завода и объединения «Химволокно» в 1970-х годах, пришли новые жители – мигранты, покупающие здесь квартиры потому, что стоят они недорого.
Сейчас отношения между мигрантами и коренными сообществами становятся все более натянутыми, а во многих регионах появляются целые общины для «народного» контроля миграционного вопроса. Все это не могло долго оставаться незамеченным со стороны правительства, и вот мы уже который месяц наблюдаем за нововведениями в законодательстве, призванными как-то урегулировать сложившуюся ситуацию. Сначала Володин анонсировал законопроект, запрещающий мигрантам привозить в РФ семьи, затем ужесточили штрафы за незаконную миграцию, а в некоторых областях мигрантов начали ограничивать в доступных им профессиях, буквально регулируя рынок труда. Так, в Тверской области нероссийским гражданам запрещено работать в сфере общественного транспорта и грузоперевозок, а также в общепите.
Сейчас обсуждается новое заявление Вячеслава Володина: парламентарии готовят постановление, касающееся трудовой миграции, а также их семей.
Документ, в котором будут изложены предложения депутатов Госдумы, направят в правительство России. Пресс-служба Госдумы сообщила, что проектом постановления предлагается при зачислении в учебные заведения детей мигрантов предусмотреть проверку законности их пребывания на территории России, а также обязательно тестировать на знание русского языка. При этом в документе собираются прописать запрет на зачисление детей в общеобразовательные организации без подтверждения знания русского языка.
Проблема с детьми мигрантов в нашей системе образования вполне реальна. Она, разумеется, не в самих детях, а в том, как им преподавать, если многие из них попросту не знают языка, на котором основана вся учебная программа. Чтобы посмотреть на ситуацию изнутри, «Караван» побеседовал с преподавателем русского языка и литературы Тверского кооперативного техникума Дмитрием Александровичем Жабиным.
– Дмитрий, скажите, много ли в среднестатистическом наборе учеников детей мигрантов? Многие ли из них не владеют русским языком на достаточном уровне?
– Непосредственно детей мигрантов не очень много, но их количество понемногу увеличивается с каждым годом. По собственному опыту скажу, что знание русского языка у многих ребят приемлемое. Да, они нарушают некоторые нормы в особых случаях, а их письменная речь может быть довольно неграмотной, но разговорный язык на довольно приличном уровне.
– Каким образом незнание русского языка сказывается на процессе обучения? Есть ли какие-то неудобства для остального коллектива?
– Если рассказывать про учебный процесс, то недостаточно высокое знание языка в первую очередь отражается на непонимании текста, который ребятам может попасться. У меня были случаи в практике, когда дети плохо справлялись с заданиями исключительно из-за того, что плохо воспринимали информацию. Но это больше относится к вопросу читательского навыка, который у современных детей очень слабо развит.
Иногда ребята, не являющиеся носителями русского языка, на занятиях начинают прибегать к родному языку для общения с другими представителями своей национальности. А это плохо сказывается на дисциплине. В России получение образования должно проводиться на официальном языке страны, то есть на русском. Об этом говорится в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
– Рассчитаны ли современные учебные программы на детей с недостаточным знанием языка?
– Суммируя личный опыт с опытом моих коллег, отвечу: нет. Даже в вузах попадаются студенты, не умеющие связать между собой даже пару слов на официальном языке страны, и в них тоже программа никак не корректируется. Как подобные абитуриенты зачисляются в учебные заведения? Это вопрос, требующий развернутого ответа от лиц, ответственных за это.
– Как вы считаете, запрет на зачисление детей в общеобразовательные организации без подтверждения знания русского языка сможет улучшить нынешнюю ситуацию? Не возникнет ли у детей мигрантов дискомфорта или ощущения неравенства при зачислении в учебные заведения?
– Только время сможет показать, улучшит ли запрет сложившуюся ситуацию. Безусловно, у некоторых детей возникнет ощущение дискриминации по отношению к ним, но нельзя проживать, учиться и работать в стране, не зная на должном уровне ее государственного языка. И дело вовсе не в законах, это вопрос уровня коммуникации.
* * *
Суммируя все вышесказанное, можно сказать, что, несмотря на то что проблема с недостаточным знанием языка далеко не везде проявляется остро, сама инициатива более чем адекватная, так как позволит минимизировать не только количество непонятого материала, но и разногласия внутри коллектива. Другое дело, что если мигранты – уже граждане России, в этом случае надо решать вопрос с обучением их детей русскому языку. И на это должны быть направлены серьезные государственные усилия.
Беседу вел Дмитрий Красных