Тротуар – важная часть общественного городского пространства. Именно по ним могут и должны передвигаться пешеходы и маломобильные люди. Однако иногда случается так, что организации, ответственные за дороги, совершенно забывают о тротуарах. Или делают их неправильно.
Без тротуаров опасно
В Твери на многих улицах, в том числе и с оживленным движением, тротуаров нет. В первую очередь эта проблема касается частного сектора. Напротив многих домов когда-то были хотя бы грунтовые дорожки, но со временем исчезли и они.
В частном секторе даже это крошечное пространство между домами и дорогой люди занимают под свои нужды: наваливают кучи песка, щебня или дров, ставят машины или вообще двигают забор прямо к дороге.
Яркий пример – улица Шишкова в Заволжском районе. Пока я пыталась понять, как там вообще люди ходят, меня несколько раз чуть не сбил КамАЗ. Посигналил уж точно, хотя шла я именно там, где должен бы быть тротуар. На этой улице очень оживленное одностороннее движение. Фуры, грузовики и фургоны абсолютно не соблюдают скоростной режим, «лежачий полицейский» перед пешеходным переходом никого не волнует. А там рядом школа! Дети ходят.
Переулки Казанский и 1-й Клубный заставили и меня идти прямо посередине проезжей части, потому что на обочинах стояли машины, а края дороги были в гигантских лужах. Это элементарно опасно.
Что не так с тротуарами в Твери?
В Твери проблема с тротуарами не только в частном секторе. На многих даже крупных улицах тротуары находятся в плачевном состоянии. Яркий пример – набережная Степана Разина. Не так давно уложенная плитка стала активно разрушаться, поэтому пройти, а тем более проехать с коляской с комфортом не получится.
Многие тротуары в ямах, пересечены непонятными желобами для водоотвода с крыш домов (как на проспекте Чайковского, у дома № 26) или вымощены ужасной плиткой. Интересно, что на проспекте Победы такие же желоба закрыты решеткой и никому не вредят. С точки зрения обычного пешехода это неважно. Я и сама не замечала эти мелочи, пока не стала относиться к другой категории граждан – ездить на самокате.
По правилам дорожного движения самокатчики обязаны передвигаться по велодорожкам или тротуарам (за неимением первых). Как мы все знаем, с велодорожками в Твери все ну очень плохо. Даже хуже, чем с тротуарами. Поэтому такие огрехи в проектировке улиц, как огромные поребрики там, где их быть не должно, меня очень сильно напрягают. Так же, как и мам с колясками или маломобильных людей.
Рассмотрим маршрут, по которому я часто передвигалась летом: от железнодорожного вокзала до площади Капошвара по проспекту Чайковского. Сначала все в порядке, новый ровный тротуар, по которому, правда, часто ездят машины. Потом резко огромная яма, засыпанная крупным камнем, где даже пройти невозможно. Потом снова все хорошо, не считая постоянных дорог, пересекающих тротуар, и поребриков. А вот дальше большой участок у часовни Иоанна Кронштадтского разбит полностью. В отличие от другой стороны проспекта, у здания «Тверьгеофизика». Там тротуара не было предусмотрено – приходится пробираться сквозь машины, попутно перепрыгивая лужи.
А теперь представьте себя на месте тверской мамы, гуляющей с ребенком, или ребенка на роликах, самокате, велосипеде. Или даже инвалида-колясочника. Как им быть? Тверь – город с доступной средой? Реализуются проекты для того, чтобы сделать эту среду еще более доступной? Может быть. Но почему же забывают о таких простых и необходимых всем жителям города вещах, как о хороших тротуарах?
Как можно исправить ситуацию?
Тротуар – это не просто край дороги. Есть специальные нормативы, которые необходимо соблюдать. Но нормативы говорят о ширине тротуара, необходимости отгораживать его от проезжей части и поднимать над проезжей частью на 7–15 см.
Про ливневки речи и вовсе не идет. Однако не только они спасают тротуары от грязи и быстрого разрушения асфальта.
В ситуации, когда газон выше тротуара, вода будет стекать именно на тротуар. Там обязательно появятся лужи, а когда они высохнут, останется пыль. С тротуаров вода чаще всего никуда не отводится, и ее впитывают поры асфальта. А из-за температурных колебаний верхний слой асфальта разрушается.
Если бордюр выше газона, а ливневой канализации по-прежнему нет, то вода с него на тротуар уже не стекает. Но зато та, что попадет на тротуар, останется надолго.
Самый лучший вариант – когда бордюр идет вровень с тротуаром или дорогой, а уровень газона или грунта чуточку ниже. В таком случае вода будет просто стекать с тротуара на газон вместе с пылью и песком.
Еще одна проблема наших тротуаров – водосточные трубы. В Европе уже давно научились уводить их в канализацию напрямую. Однако у нас они направлены прямо на пешеходную часть дороги. Зимой это превращается в глыбы льда, а в другое время – в просто бесконечные лужи. Если нет возможности увести водосточную трубу под землю, тогда нужно отводить воду через подвал дома.
«Большинство проблем решаются очень просто, если правильно проектировать улицы. Хорошие дороги, чистые улицы и удобные тротуары могут быть в любом городе. И нечего на климат пенять, коли проектируешь криво», – говорит блогер-урбанист Илья Варламов.
Хорошие дороги, чистые улицы и удобные тротуары могут быть в любом городе, главное – правильно их проектировать.
Тротуары (хотя бы грунтовые) можно вернуть и в частном секторе. Для этого нужно отодвинуть заборы жителей туда, где они должны стоять по кадастровому плану, а также расчистить придомовые территории от машин и мусора.
Ульяна Вовчук