Транспортная реформа в Тверской области забуксовала. Пассажиры всё чаще жалуются на отмену рейсов и отсутствие автобусов.
Днем 27 июня пассажиры более часа ждали на остановках автобус № 12. По телефону горячей линии «Транспорта Верхневолжья» сообщили, что пять машин, обслуживающих этот маршрут, пришлось вернуть в парк из-за поломки, а в приложении «Волга» было видно, что на одном из самых длинных и востребованных маршрутов Твери осталось всего два автобуса.
«Из Борихина и в Борихино добраться большая проблема. Рейсы 12-го автобуса постоянно отменяют. Маршрут изменили с приходом «Транспорта Верхневолжья». Перерывы между рейсами – три часа!» – этот крик души, не побоимся слова, опубликован под одним из постов в официальной группе «Транспорта Верхневолжья» во «ВКонтакте».
Аналогичная ситуация сложилась с автобусом № 24. Его рейсы тоже постоянно отменяют. Например, вечером 11 июля вместо трех остался один.
Это всего два примера из множества. Полистайте комментарии в группе «Транспорта Верхневолжья», и вы найдете там огромное количество жалоб на работу общественного транспорта. А ведь все так хорошо начиналось…
Напомним, что в феврале 2020 года жителей Твери и Калининского района обрадовали тем, что скоро маршрутки уйдут в прошлое, а их место займут новенькие синие автобусы «Транспорта Верхневолжья». Договоры на обслуживание маршрутов были подписаны с двумя компаниями – ООО «Верхневолжское АТП» и ООО «СВТК», причем на долю последней приходится то ли четыре, то ли пять маршрутов.
Нам обещали, что общественный транспорт будет работать с 5 утра до 12 ночи, а интервалы движения автобусов составят в среднем 4 минуты.
Спустя четыре с лишним года можно констатировать, что из всех обещаний было выполнено только одно – маршрутки действительно исчезли.
Переходный период длился около двух месяцев. Как только Тверь и Калининский район окончательно перешли на новую модель пассажирских перевозок, стало понятно: большинство обещаний властей так и осталось на бумаге. В частности, если раньше маршрутки в часы пик ходили каждые 5–10 минут, то теперь автобуса приходится ждать по 15–20 минут, а то и дольше. При этом ситуация постепенно ухудшалась, пока этим летом практически не переросла в катастрофическую. Рейсы начали постоянно отменять, пассажирам приходится ожидать автобусы до морковкина заговенья.
Мы попытались разобраться в происходящем и для этого обратились в Министерство транспорта Тверской области. Нам сообщили, что в настоящее время в будни в Твери и Калининском округе работают 410 автобусов, в выходные – 360. То есть за четыре года число транспортных средств, обслуживающих маршруты «Транспорта Верхневолжья» в областном центре, сократилось. А ведь автобусы еще и ломаются!
«В соответствии с государственными контрактами у перевозчиков транспортной модели предусмотрен запасной подвижной состав, – сообщили в Минтрансе. – У каждого перевозчика есть 10% резервных автобусов. Замена на маршрут выходит оперативно, преимущественно в течение часа».
Честно говоря, в это слабо верится, в ином случае не было бы столько нареканий на постоянные отмены рейсов.
«С остановки «Улица Вагжанова» в сторону Восточного моста с 17:30 до 18:50 не было ни одного транспорта. На горячей линии сказали, что транспорт отправлен в парк, так как сломан!» – написала 8 июля Марина Муратова во «ВКонтакте».
«Не было рейса на 19:15 автобуса № 119 Тверь – Орша 10 и 11 июля. И это уже не первый раз за последний месяц. Рейса чаще нет, чем он есть. Следующий рейс только в 20:55. Невозможно добраться с работы до дома, так как это единственный автобус, идущий до Орши (30 км от города)», – жалуется там же Ольга Шалыгина.
Причина отмены рейсов не только в нехватке автобусов, но и в дефиците водителей. Точную цифру в Минтрансе нам не назвали, однако, по информации с сайта «Труд всем», только в Конаковском округе Верхневолжское АТП ищет 30 водителей, где и автобусов, и маршрутов, и рейсов гораздо меньше, чем в Твери и Калининском округе.
«Как и любому большому предприятию, Верхневолжскому АТП всегда требуются новые кадры, это реалии каждой крупной транспортной компании. При этом стоит отметить, что нехватка водителей общественного транспорта присутствует во многих российских городах, – пояснили в Минтрансе. – На предприятии постоянно ведется набор сотрудников, в первую очередь – водителей. Чтобы привлечь новые кадры, Верхневолжское АТП за свой счет переобучает сотрудников и предлагает новичкам бонусы».
Жалобы пассажиров не ограничиваются только графиком движения автобусов, есть и другие проблемы – от одуряющей жары в салоне до неработающих валидаторов. Как утверждают в Минтрансе, специалисты «Транспорта Верхневолжья» оперативно реагируют на все поступающие обращения. В зависимости от сложности вопроса на ответ уходит 15–30 минут. Если нужно смотреть видео – время увеличивается.
Топ-3 жалоб пассажиров «Транспорта Верхневолжья»:
- График движения автобусов.
- Неработающие кондиционеры.
- Грубость водителей и контролеров.
«В предприятии организована работа комиссии по оценке качества. Все инциденты рассматриваются на заседаниях комиссии, которые проходят еженедельно. По результатам применяются меры дисциплинарного и финансового характера, а в особых случаях вплоть до увольнения», – сообщили в министерстве.
Правда, если судить по ответам «Транспорта Верхневолжья» в социальных сетях, отписки разгневанным пассажирам там пишут под копирку: «Приносим извинения за доставленные неудобства! Передали информацию перевозчику для проведения проверки и принятия мер по улучшению качества обслуживания». Увы, все это пустые слова. Ситуацию они не изменят.
На наш взгляд, властям Тверской области пора признать, что транспортная реформа забуксовала. Об этом говорит и то, что анонсированного запуска новой модели пассажирских перевозок в Торжке и Торжокском районе, а также в Бологовском муниципальном и Вышневолоцком городском округах так и не произошло. А ведь там собирались пустить 109 автобусов по 81 маршруту. Однако сегодня покупка нового транспорта в повестке дня даже не стоит.
«В рамках исполнения действующих государственных контрактов транспортные средства имеются в наличии», – сообщили в Минтрансе.
Наверное, решением транспортной проблемы в Твери и Калининском округе может стать привлечение к работе на некоторых маршрутах коммерческих перевозчиков. Таким образом, у пассажиров появится альтернатива – ждать «Транспорта Верхневолжья» или заплатить подороже и ехать на коммерческом автобусе. Кроме того, конкуренция заставит основного перевозчика обращать больше внимания на качество обслуживания.
Ирина Мандрик