История города Белого

11.02.2015, 11:24

Заведующая бельским краеведческим музеем Галина Муратова рассказала о связи Белого и Смоленска, о торговле с Ригой и о том, как Белый помог Калинину во время войны.

 

Почему Белый?

— Есть три легенды, почему город так назвали.

Первая — в честь речки Белая (приток Обши), которая получила своё название за белые известковые берега. Обша берет начало из Верховского болота. В начале 20 века водоразделом трех великих рек — Волги, Западной Двины и Днепра – почему-то признали Осташков. А на самом деле это Верховское болото.

Вторая легенда – вполне прозаическая:

— На месте нашего города всегда было древнее поселение, в то время поселения обносили частиком, т.е. забором. Чтобы частик не гнил, его красили белой известью, которая у нас в округе в большом изобилии. Все, кто передвигался по Обше, подплывали и говорили: «На Обше Белый или белая (крепость)»

Третья — экономическая:

— Прилагательное «белый» обозначает не только цвет, но и привилегию: в древние время наш город сумел освободить себя от уплаты налогов государству. Белый значит «освободившийся от налогов».

Первое упоминание относится к 1359 года: в Никоновской летописи написано, что в 1355 Литовский князь Ольгерд захватил Ржев и прилегающие к нему города (мы понимаем, что Белый входил в их число). В 1359 Смоляне пошли на Обшу и освободили Белый, а Тверичи освободили Ржев. Но и после этого мы оказывались то под литовцами, то под поляками. Только в 1667 Белый окончательно закрепился за Россией.

Здесь служили Лермонт и Пушкин

Наша крепость славилась в округе — современные историки называют крепость Белый «брестской крепостью» московского государства первой половины 17 века. Крепость никому не сдавалась, её брали только после длительной осады. В истории России есть такое понятие, как Бельское сидение. Это наши сидельцы. В Бельской крепости на сторону русского царя перешёл Георг Лермонт (род Лермонтовых), спустя 3 года царь дал Георгу российское подданство. Также здесь служил Гаврила Пушкин, родственник Александра Сергеевича. У стен Бельской крепости пленили Марию Мнишек. Из худородных бельских дворян вышел и верный опричник Ивана Грозного Малюта Скуратов.

В 1667 мы закрепляемся за Россией. Границы до этого, проходившие от нас в 80 км, отодвигаются почти на 800 км и наша крепость стала государству не нужна.

В 1701 в город по приказу Петра 1, в Белый приехал стольник, чтобы исследовать речку Обшу на судоходство. Это сейчас зимой она очень ужалась, к тому же 2014 год был сухим. Люди отмечали, что в тех местах, где в прежние годы были небольшие ручейки, остались лишь мочужины, вода ушла. Когда ко мне приезжают, то удивляются, когда я говорю, что у нас раньше была пристань. Весной и летом Обша разливается. В 1723 в Белом открывается пристань для торговли с Ригой. Торговали всем — от чугунных болванок с Урала, до лебяжьего пуха с южных регионов. Преимущество Белого как торгового города выражалось и в том, что у нас был очень дешёвый лес, из которого делались плоты и вместе с товаром отправлялись в Ригу. Пристань была актуальна до начала 20 века. В 1903 была построена железная дорога в Нелидово, а до этого была построена узловая станция во Ржеве. И торговать по железной дороге стало намного выгоднее, чем по реке.

Наполеон испугался

— Во время нашествия Наполеона французов в Белом не было. Есть легенда, что французским войскам встретился крестьянин Семён Силаев и на вопрос французов: «Что делается в Белом», он их запугал байками про большие отряды казаков. Французы повернули на Даргобуш, который они сожгли. Нас, Слава Богу, сия участь миновала.

Он мог стать Гарвардом

— Белый потерял статус города-крепости, а затем и города-пристани. Но наши разбогатевшие купцы в начале 20 века сделали Белый студенческим городом. В 1900 году в смоленской губернии было 12 гимназий, и две из них классические (после которых можно было поступать в университет) были в Белом. Умирает бездетный купец Жигунов и оставляет наследство городу и завещание: «Прошу открыть на мои деньги сельскохозяйственный техникум». После 7-летней переписки наши градоначальники в 1913 году открывают сельхозтехникум, который существовал до ВОВ. Также до революции в Белом открывается медучилище и педучилище. Все учебные заведения просуществовали до войны. Как вспоминают ветераны, закончившие сельхозтехникум в 1941 году: «Нам говорили: «Никуда не уезжайте, 1 сентября вы пойдёте учиться в сельхоз институт»» Кто его знает, если бы не война, мы могли бы превратиться в современный Оксфорд или Гарвард… И вообще, наш уезд котировался: в Смоленской губернии мы занимали 1/5 часть всей территории губернии, в 1914 Бельский уезд занимал 8600 квадратных вёрст. И у нас проживало 202010 человек. По экономическому развитию в дореволюционной России в Смоленской губернии мы были на третьем месте: нас опережал Смоленский уезд и Вязьма (перед войной Бельский район занимал 4 место). В 1929 разделили уезды на районы, крупнонаселённые пункты, такие как Нелидово и Оленино, вышли из нашего уезда и возглавили новые субъекты. Но, несмотря на это население района составляло 59000 чел в районе и 17 в городе в начале 1941. За школьной партой в 1941 должно было сесть 9.870 человек из них 1300 первоклашки.

Белый — мёртвый город

— 16 июля пал Смоленск. От нас он в 130 км по прямой. И уже 22 июля немцы оказываются возле деревни Чёрный ручей, а это 20 км от Белого. Так вот эти 20 километра немцы не могли пройти 72 дня. Задержали мы их? Задержали! И тем самым дали возможность тому же Ржеву, Оленино, Твери подготовиться к обороне. Бельчане успели угнать скот, вывезти всё необходимое и эвакуироваться на Урал. У нас в городе нет ни одной семьи, чьи предки не пережили оккупацию, а в 1943 не участвовали в захоронениях.

4 Октября Белый взяли в оккупацию, когда армия отступала – взорвали всё, в том числе и мост, который купили ещё наши купцы, построенный по проекту Евгения Патона. И этот мост так и не восстановили, и в 1944 году его остатки распилили и увезли на Уральские заводы — переплавлять на танки. 10 марта 1943 в ходе Ржевско-Вяземской наступательной операции нас освободили. Когда немцы испугались второго Сталинграда, и 9 армия Модуля стала отходить.

После войны от Белого ничего не осталось. Корреспонденты «Правды», «Комсомолки» и «Красной звезды» в один голос утверждали, что наш город был мёртвым, когда его освободили. Все дома разрушены, словно после землетрясения, груды пепла, щебня, мусора. До сих пор многие бельчане, копая огород, находят останки солдат. Уходя, фашисты заминировали всё, даже трупы людей, лежавших на дорогах. К ним подходили, а они взрывались. Нас освобождала 93-я и 134-я стрелковые дивизии. Минёры вспоминали, что за день только одна рота разминировала по 1300 снарядов. Ни влево, ни вправо нельзя было встать. Так у нас и сейчас находят очень много мин, не меньше чем подо Ржевом. Но опять же — про Ржев пишут больше, чем про нас, даже когда у нас взрыв происходит. По тяжести боёв Белый сопоставим с Ржевом. У немцев было столько оружия: они стреляли не преставая. Через каждые 20 метров стояли пулемётчики, им пулемётные ленты подвозили машинами, и они косили, так что народу не подняться было. В Белом впервые за ВОВ был сделан подкоп: воины 17-й стрелковой дивизии прорыли тоннель в 150 метров под больницей и взорвали её. Во время операции «Тайфун» немцы шли через город сплошным потоком 10 дней. Не все люди вернулись из эвакуации в город. 8000 бельчан погибли на фронте, многих угнали в Германию.

Танк как символ

Некоторые люди хотят, чтобы памятник-танк перенесли с холма в центр города. Но, во-первых танк негде поставить в городе. Во-вторых, танк стоит на месте нашей белой крепости, и это символ не только ВОВ, но и вообще нашей военной истории. Танк смотрит в сторону Смоленской дороги, оттуда к нам приходил неприятель. В своё время допустили ошибку, когда стали засаживать соборную гору сосенками, это было в 1970-е годы, до этого гора была голой. Сосны выросли, и пришлось прорубать просеку, чтобы издали видеть танк и надпись выложенную камнями: «Берегите мир».

Бельский отщепенец

После войны искусственно создали Великолукскую область, чтобы притянуть Федеральные деньги и быстрее восстановить эту округу. Белый перетягивают к Великим Лукам – и мы начинаем терять связь со своей исторической родиной – Смоленском. И с этой поры начинаются все наши злоключения. Великие Луки восстанавливают себя. Белый здорово отстал — железная дорога нас обошла стороной, шоссейной дороги долго не было, наши родители ходили на станцию за зерном несколько дней. Мама вспоминает, как она в 1949 году ехала на комсомольскую конференцию на быках 2,5 дня, чтобы затем пересесть на станцию в Нелидово. У нас есть фотография, где народ стоит на базарной площади и вместо лошадей в телеги запряжены быки.

С 1957 года мы вошли в Тверскую область. Но Тверь нас никогда не любила и не знала. Я приехала на ж/д вокзал до реконструкции в 2002 году. Там были все гербы Тверской области кроме Белого. Потом Законодательное собрание нашей области выпускает календарь, который называется «Сохраняя прошлое, преумножаем будущее» В нём 12 уездов, есть даже Корчева, которая находится на дне Московского моря, а нас нет… Каково нам? Сейчас мы тесно работаем со смолянами-краеведами, мы ездим на конференции, покупаем Смоленские книги. Но и смоляне в последнее время стали выбрасывать Бельский уезд из своих новых исторических книг. И получается, что нас нет ни у смолян, ни у тверитян.

 

«Город бомбили не только в Войну»

В музее Галина Ивановна показывает мне платья из 20 века:

— Готовим выставку к 8 марта «Во всех нарядах ты, бельчанка, хороша». Это крепдешиновые платья, ваша бабушка их наверняка носила.

Тут же макет крепости в 3D из пенопласта и дерева

— Крепость делали ребята. Мы имели неосторожность сказать, что земля под крепостью из пенопласта и теперь каждый норовит оставить свой след в истории в виде вмятого отпечатка пальца или ноготка.

На этом же макете видны водоёмы:

— Вот это речка Весёлка, вот это наше Бездонное озеро. Есть легенда, что в нём утонула церковь. Пытались найти дно верёвкой в 200 метров, но не вышло. Опустили окольцованную щуку и выловили её через несколько лет в озере, которое расположено в 35 километрах от Бездонного.

Постепенно добрались и до лица города:

— Вот наш Бельский герб, который не даёт нам забыть про Смоленск: Екатерина II пишет так:

«В верхней части щита Смоленский герб, говорящий, что Белый входит в состав Смоленской губернии. А в нижней части 2 мешка со скропечатною мукою, перевязанные золотыми шнурами на зелёном поле».

Краевед вскользь упомянула известных земляков

— Среди бельчан есть представители Серебряного века — это Иннокентий Анненский, есть свой святой — Николай Японский. Своё родовое имение в Бельском уезде имел Николай Баратынский. Также у нас 8 героев Советского союза, два полных Кавалера ордена Славы, двое бельчан прошагали по красной площади на параде в 1945 году.

Подходим к фотографии 1903 года. Город густо застроен, на улице множество народа:

— Посмотрите, каким красивым был наш город. По сути, от дореволюционных зданий остались лишь дома на улице Ленина.

Тут же множество оружия периода Великой Отечественной войны

— Всё найдено в Белом, кроме оружия, находили и сейфы с документами, — поясняет Галина Муратова.

Она подводит меня к немецкой военной карте от 4 апреля 1942 года, составленной немецким офицером и к пням в один из них врос пулемётный щит:

— Щит врос в дерево, его поднялся его на 6 метров, принесли его дикие поисковики. Также принесли пень с надписью: «Здесь захоронен политрук Кривошеев». А вообще в основном все экспонаты принесены людьми.

Известный современник – губернатор Шевелев — вполне вписывается в экспозицию музей:

— Наш губернатор учился на одни пятёрки, как только ему присвоили звание героя России, я пошла к его маме и многие вещи у неё изъяла – улыбается краевед.

Бельские краеведы активны, но не всё задуманное удаётся, как обычно, дело в деньгах:

Мы ездим на все краеведческие мероприятия в тверские и смоленские города, только что приехали из Торжка, получили приглашение в Вязьму. В апреле будет конференция по ВОВ в Андреаполе. Мы занимаемся исключительно краеведением. Есть у нас идея выпускать персональную краеведческую газету, а на книгу у нас нет денег.

— Не пробовали попросить своего знаменитого земляка?

— Благодаря Шевелёву выпущено две книги. Вот «Это было под Белым», как раз о Великой Отечественной войне. Перед входом на витрине выставлен костюм факелоносца Олимпиады-2014. Среди факелоносцев был и наш Надим Абдурахманов, выпускник ТвГУ, бельчанин. Только мы и Андреаполь имеем форму параолимпийца, больше ни у кого таких костюмов не имеет. Когда Андрей Шевелёв не был ещё у власти, он раздобыл специальную краску с военного завода и отреставрировал танк на холме, он никогда не забывал свой город.

— Есть будущее у Белого, города с богатым прошлым?

— Первый герб дали нам поляки 2 мая 1625 года. Тогда они заигрывали с местным населением, даровали городу магдебургское право, т.е. право на самоуправление и все налоги оставались в городе. Если бы сейчас все налоги оставались бы в Белом, город смог бы развиваться. Мы один из немногих городов, имеющих помимо российского, ещё и польский герб. На серпе луны стоит Божья Матерь. Она наш небесный покровитель и не даст городу сгинуть. Я не обращала внимание на герб, до того как ни рассказала историю Белого одному священнику. После он мне сказал: «Ваш город бомбили, уничтожали и не только в годы войны». В 16 веке город несколько раз полностью выгорал и всё равно мы остались. Хочется верить, что перспектива есть. Старые люди говорят, что народ вернётся на землю, которая испокон века всех кормила. Конечно, не было больших урожаев, ни в советское время не раньше. Получали САМ 3, т.е. с одного центнера зерна собирали 3, но себя-то мы обеспечивали. В начале 2000-х в Белом открылось небольшое предприятие «Бельские двери», эту продукцию можно купить в Москве. У нас и при советах не было большого производства. Была программа по восстановлению городов, разрушенных войной. Приезжаешь в Сычёвку, Вязьму, были крохотные городишки, а сейчас 20 и 60 тысяч соответственно. А выросли они, потому что построили градообразующие предприятия. У нас же самым крупным был в своё время лишь лесхоз, где трудилось 800 человек. Конечно, молодёжь уезжает, Москва её развратила. Если там сделать такую же зарплату, все вернуться домой.

Павел Кириллов 

Репортаж "Люди в Белом" рассказывает о современном облике города.

852 0
Лента новостей
Прокрутить вверх