3 августа в Тверской области открылся крупнейший рок-фестиваль «Нашествие». В 2018-м «главное приключение лета» началось на месяц позже, чем обычно: даты сдвинули из-за чемпионата мира по футболу. Но жара в первый день фестиваля стояла вполне июльская: и в полях, и на сцене.
Фестиваль меняется
Вдоль дороги на «Нашествие» стеной растет борщевик. Особенно много ядовитых зонтов в Вахонинском сельском поселении Конаковского района, где и проходит фестиваль. Необкошенными обочинами возмущалась в своем фейсбуке Людмила Иванова, бывший замгубернатора Тверской области, а ныне советник мэра города, назвав это неуважением к гостям и отметив недоработку администрации поселения. Впрочем, вокруг самого поля борщевик был порублен и опасности не представлял.
Зато в этот раз не было многокилометровой пробки на дороге, хотя обычно на пути к фестивалю застреваешь часа на два. С чем это связано, неясно. Насколько меньше народу (и меньше ли) – сказать сложно, когда счет идет на десятки тысяч. Визуально поле «Нашествие», как всегда, забито под завязку, а чуть позже узнаем статистику от организаторов.
Открытие фестиваля сопровождали скандалы. Накануне несколько музыкальных коллективов – «Порнофильмы», «Йорш», Монеточка, «Элизиум», «Пошлая Молли», «Distemper» и традиционно «Тараканы» – отказались выступать из-за милитаризма на фестивале. С 2012 года партнером «Нашествия» является Минобороны, а вместе с ним – танки, вербовка контрактников, палатки с солдатской кашей. Рок – музыка пацифистов, поэтому артисты не раз высказывались против братания с военными. В этом году организаторы обещали отказаться от танков, но, очевидно, не смогли.
В списке «Нашествия» нет и многих звезд – Шевчука, группы «Би-2», «Чижа», Lumen, «Чайфа». С чем это связано, непонятно: может, другие планы, а может, невысказанный протест.
Впрочем, несмотря на все нестыковки, на фестиваль съехались тысячи зрителей из России и ближнего зарубежья. И атмосфера, как всегда, приятная и пьянящая.
Танки есть – но где-то на задворках фестиваля, зона «Минобороны» – самая дальняя (площадки большинства партнеров в центре). Так что тем, кто не заморачивается, а просто слушает любимую музыку, вполне можно жить.
Довольно чисто, на каждом метре – мусорные пакеты, туалеты вполне сносные (хотя, может, это только в первый день?) Пьяных панков – основных зрителей «Нашествия» лет десять назад – нет вообще. Ирокезы стали париками. Дядечка в белом костюме с кожаным портфелем, стоящий с краю и снимающий видео на планшет, – новый формат гостя.
Кроме того, почти исчезли флаги. Раньше они были самые безумные – от названия городов до просто «Сисек». Сейчас над толпой почти в одиночку возвышался картонный Ленин, а на указующей руке его было накарябано «Путин». Зато в моду вошли дымовые шашки – что очень плохо, конечно. Почему их не отбирают на входе, как, например, конфискуют воду? Во время выступления «Сплина» в толпе взорвали две шашки, поле заволокло едким черным дымом, люди начали кашлять, глаза слезились.
Губернатору Игорю Рудене не понравилось бы
В этот раз на «Нашествии» три сцены – главная, альтернативная «Наше.2.0» и сцена «Высоцкий» – для бардовских песен.
На главной сцене в пятницу был очень сильный состав. Диана Арбенина – постоянный гость фестиваля – своим выступлением отметила 25-летие группы «Ночные снайперы».
Диана всегда очень эмоционально и трепетно относится к своим фанатам. Раньше на «Нашествии» она кидала в толпу розы, диски, создала из фанатов «Снайперский» хор. В этот раз такого креатива не было, но зрители скандировали песни Арбениной, и каждый раз ее очень это трогало: «Блин, я сейчас заплачу».
«Снайперы» пели как новые композиции, так и хиты: «Тридцать первая весна», «Морячок», «Ты дарила мне розы». Последняя песня явно бы не понравилась губернатору Тверской области Игорю Рудене – она посвящена нетрадиционной любви, а значит, разрушает духовные скрепы и «нравственные ценности» в его понимании. Короче, премию Гумилева Диана бы не получила – зато ее восторженно приняли зрители «Нашествия» (и то хорошо).
Выступление «Сплина», как всегда, было лиричным, обволакивающим, философским.
Его песни Игорь Руденя назвал бы «абстрактной богемой» – слишком много там размышлений, вопросов, шаманских повторов. Во время его сета публика впадает в транс: прыгать и танцевать не хочется, зато размышлять, погружаясь в глубины подсознания – самое оно.
Жить будем столько, сколько отмерил Бог.
Только откуда вдруг эта пуля в бок?
Весь истекая кровью, уходит волк.
Саша Васильев был сам себе конферансье, сходу придумывая подводки к песням. Иногда получалось оригинально. Например: «Хорошо, что это «Нашествие»… а не испанская инквизиция! И запел «Ты моя испанская инквизиция».
Танки, go home
Если Диана Арбенина и Саша Васильев никак не озвучили свою позицию по поводу танков (а вопрос явно висел в воздухе), но вышедшая следом группа Louna высказалась за всех.
Солистка Лу Геворкян вышла на сцену в футболке с надписью «Пойте громче бомб» спереди и «Make rock, not war» сзади. На заднике сцены горел слоган «Танки, go home».
Музыка Louna – это бешеная энергетика и остросоциальные тексты. Любой можно брать и растаскивать на цитаты и плакаты. Чего стоит хотя бы «Новый рейх («1984»):
То, что Оруэлл видел во сне,
Я вижу сейчас наяву.
(…)
Жизнь в тюрьме, ложь в эфире.
Новый рейх – это телеэкран.
Новый рейх – это новояз.
Новый рейх – это шаг в роман
«Один, девять, восемь, четыре».
Всю свою гражданскую позицию и ненависть к тоталитаризму Louna выразила в своих песнях. Но этого ей показалось мало, и она подготовила речь:
– Рок-музыка – против войны, она за равенство и мир во всем мире. Здесь есть танки, из-за этого многие артисты отказываются выступать. Но не всего зависит от музыкантов и организаторов. Если есть спрос, будет и предложение, поэтому многое зависит от вас. Давайте просто игнорировать эту технику, не подходить к ней. Ведь есть музеи и тематические мероприятия, где ей самое место. Но не здесь, не на музыкальном фестивале!
На призыв Лу Геворкян зрители отреагировали по-разному: кто-то восторженно взвыл, кто-то ничего не понял, кто-то пытался оправдать: «Понимаешь, они же спонсоры».
А Louna продолжала гнуть свою линию – теперь в песнях:
По утрам на санках
Детвора гурьбой.
Ну а те, кто в танках,
Снова рвутся в бой.
Потом солистке показалось мало сцены, и под песню «Делай громче!» она решила сойти в толпу. Обалдевшие фанаты передавали певицу над толпой. Она при этом их направляла: «Так… Осторожнее… Несите к будке звукаря!» и при это еще умудрялась петь.
Впрочем, в прошлом году в толпу спрыгнул ее гитарист – он был не так осторожен, но все закончилось благополучно.
Впереди еще два дня «Нашествия», полные музыки, драйва и протеста. Следите за нашими публикациями.
Дмитрий Кочетков