В июне исполнилось два года плановому введению в эксплуатацию тоннеля на станции Чуприяновка Калининского района Тверской области. Его должны были построить еще в 2017 году, затем перенесли срок сдачи на 2018-й. Летом прошлого года, перед чемпионатом мира по футболу, губернатор Игорь Руденя участвовал в торжественном осмотре объекта вместе с кандидатом в депутаты Госдумы Сергеем Веремеенко. Однако вскоре обнаружился дефект: тоннель, который стоит около 900 млн рублей, заливает водой. Ходят слухи, что сооружение оформят как скотопрогон, что вызывает насмешки у местных жителей: какой скот и куда здесь гонять, тем более за такие деньги? В истории строительства тоннеля много вопросов и к правительству Тверской области, и к исполнителям. Главные вопросы, как всегда, кто виноват и что делать. «Караван» изучил открытые данные и опросил экспертов.
Зачем нужен был режим ЧС
Договор с АО «РЖД Строй» о сооружении тоннеля в Чуприяновке был подписан в декабре 2016 года, однако за несколько месяцев до этого в пресс-релизах правительства Тверской области не скрывалось, кто будет строить объект. Подрядчик был выбран, минуя тендеры. Сделать это удалось благодаря введению режима ЧС в Щербининском сельском поселении (режим ЧС позволяет проводить работы для государственных и муниципальных нужд без конкурсов).
Чуприяновка действительно оторвана от цивилизации железной дорогой, по которой мчатся «Сапсаны». Скорые и пожарные постоянно рискуют не приехать вовремя, однако в таких условиях поселок находится с 2009 года и пережил чемпионат мира по футболу в 2018 году, к которому торопились, но не успели строители. Насколько целесообразно было без конкурса отдавать контракт по строительству тоннеля «РЖД Строю»? Как видим, на качестве такое решение не сказалось.
Кстати, как сообщает информагентство Regnum, в январе 2017 года, спустя месяц после заключения контракта, директор дорожного фонда Тверской области был оштрафован на 50 000 рублей за то, что обошел конкурсные процедуры при выборе подрядчика АО «РЖД Строй» для разработки проектной документации за 45,7 млн рублей.
Спроектировано по-корейски
«РЖД Строй» поручил разработку проекта компании «Анкерные технологии», выигравшей конкурсные процедуры. В июле 2017 года, когда тоннель должны были сдать в эксплуатацию, директор фирмы по имени Ир Бон Михайлович Сон давал интервью корейскому порталу gazeta.korean.net: «Горжусь тем, что за такой короткий промежуток времени мы создали строительную компанию, которая является генеральным подрядчиком Российских железных дорог».
Действительно, «Анкерные технологии» выигрывают многие подряды «РЖД Строя». При этом на момент заключения договора о разработке проекта тоннеля в Чуприяновке компания не была членом СРО в области архитектурно-строительного проектирования – она вышла из организации в феврале 2016 года. Соответственно, страховки от СРО на случай составления дефектного проекта компания не имела.
– Один умный человек сказал мне: «Если ты в России используешь корейский подход в транспортном строительстве, будет очень хорошо», – говорит Ир Бон Сон в том же интервью.
Так почему русская земля не приняла «корейский подход»? Не были учтены геологические данные, плохо был составлен проект или подкачала реализация?
Участок третьей категории сложности
Геологические особенности участка исследовал Тверской центр инженерно-строительных изысканий по заказу компании «Анкерные технологии». «Караван» взял комментарий у директора центра Ильи Ведерникова:
– Наша организация выполняла инженерно-строительные изыскания по данному объекту. В инженерно-геологическом отчете четко сказано, что по грунтовому слою площадка относится к третьей категории сложности. Там есть специфические грунты, рыхлые пески, вода с поверхности. Отчет вместе с проектом прошел госэкспертизу, никаких претензий, замечаний к качеству исследования не было, на акт освидетельствования котлована нас не вызывали. Значит, проблема не в изысканиях, а в чем-то другом.
«Работы соответствуют проекту» – это позиция строительного контроля
Реализацией проекта занимался другой субподрядчик «РЖД Строя» – «Тоннбау». За тем, чтобы работы соответствовали проекту, следила тверская фирма «Доринжиниринг».
«Так в чем заключались нарушения при строительстве?» – с этим вопросом мы обратились к директору «Доринжиниринга» Евгению Громову.
– Никаких нарушений не было! Все работы выполнялись в соответствии с проектом, – заверил он. – Вскоре после того, как работы были остановлены и насосы выключены, летом 2018 года, тоннель начало подтапливать. Видимо, дал о себе знать не учтенный в проекте источник воды. Дорожный фонд регулярно собирал совещания по этому вопросу, но последние полгода нас даже не привлекают, и я не знаю, что происходит на объекте. Должен сказать, что за 30 лет это первый подземный тоннель в Тверской области, а первый блин, как говорится, комом. Нужно найти техническое решение (возможно, оно уже найдено), которое позволит ввести тоннель в эксплуатацию. Делать надземный тоннель сейчас – это крайне расточительно с учетом вложенных средств, а скотопрогон – это нерационально.
***
Вопрос, кто виноват, остается открытым. «РЖД Строй» предъявляет судебные претензии к субподрядчику «Тоннбау», а правительство Тверской области официально пока не озвучивает свою позицию. Однако рано или поздно губернатору придется это сделать. Для Игоря Рудени ситуация крайне неприятная, учитывая партнерские отношения региона с ОАО «РЖД» и ту оперативность, с которой был определен генеральный подрядчик и которая очень похожа на сомнительную авантюру.
Выведет ли чуприяновский тоннель к свету или окажется тупиком? «Караван» следит за развитием событий.
Дмитрий Кочетков
UPD
В опровержение сообщаем следующее:
На момент выполнения проектных работ для АО «РЖДстрой» по объекту тоннель в Чуприяновке, ООО «Анкерные технологии» являлось членом СРО «Саморегулируемая организация Ассоциация "Межрегиональное отраслевое объединение работодателей — Единый межотраслевой проектный центр"» и имело все необходимые разрешительные документы.