Основным политическим событием прошлой недели должен был стать съезд «Единой России», который дал старт подготовке к выборам в Государственную думу РФ 2021 года. Но в Тверской области съезд партии власти прошел незамеченным, все обсуждали внезапное задержание ректора Тверского государственного медицинского университета Леси Чичановской.
Задержали на рабочем месте
Лесю Чичановскую задержали на ее рабочем месте в пятницу 22 ноября, ближе к вечеру. По закону без санкции суда человека могут отправить в кутузку на 48 часов. И, поскольку суды ушли на выходные, видимо, был сделан расчет, что за 48 часов в заключении эта красивая ухоженная благополучная женщина дойдет до такого состояния, что признается и в том, что рыла подкоп под Кремль, и в том, что планировала покушение на Сталина. Ничего удивительного нет в том, что Лесе Васильевне стало плохо. С подозрением на инсульт ее пришлось вместо КПЗ транспортировать в сосудистый центр 7-й горбольницы. С ней случилась та болезнь, с которой она, будучи заведующей кафедрой неврологии, боролась всю жизнь. Из тверской «семерки» так называемой санавиацией Лесю Чичановскую отправили в специализирующийся по инсультам центр в Москве. Справки о состоянии здоровья по закону дают только родным и близким, поэтому о том, как она себя сейчас чувствует, мы не знаем. В ТвГМУ обстановка нервная, но рабочая. В последние дни Леся Чичановская официально находилась на учебе, обязанности ректора исполняет проректор Ирина Колесникова.
Надо сказать, коллеги-медики не проявили профессиональной солидарности. Добивалась начала полноценного лечения Леси Чичановской только человек, олицетворяющий честь и совесть тверской медицины, Каринэ Александровна Конюхова. Лишь немногие из команды ректора продолжали оставаться ей преданными. Остальные, как это заведено в Твери, затаились, сделали вид, что не знакомы с Лесей Васильевной, и ждут, чем дело кончится.
Лесе Чичановской официально инкриминируется то, что она приняла на работу двух «мертвых душ», которые десять месяцев получали зарплату порядка 25 тысяч рублей. Насколько нам известно, в медицинском университете работает 800 человек. И с должности ректора довольно сложно уследить за правильностью оформления трудовых отношений, для этого есть отдел кадров. Само обвинение очень напоминает нашумевшее несколько лет назад дело бывшего директора филармонии Владимира Боярского. У него тоже нашли в штате такую «мертвую душу», продержали его год под домашним арестом, а потом Боярский был полностью оправдан, да еще и компенсацию за моральный ущерб отсудил. Чтобы обвинить Боярского, был использован тот же метод, что и теперь с Чичановской: бухгалтера, мать-одиночку, отправили на ночь в камеру предварительного заключения. И наутро женщина была готова признаться в чем угодно. Но на суде она отказалась от своих показаний, заявив, что дала их под давлением.
Ария индийского гостя
Судя по всему, губернатор Игорь Руденя не был в курсе готовящегося задержания. И вряд ли задержание фигуры такого масштаба (ректор – должность, на которую утверждают на федеральном министерском уровне) было согласовано с Москвой. Возможно, уже сейчас умные головы думают, как откатить ситуацию назад.
Многие в Тверской области уверены, что причиной неприятностей Леси Чичановской стало ее противостояние с фирмой «Рус Холдингс Индия Правайт Лимитед», посредником, поставляющим в российские вузы индийских студентов. Якобы фирма эта брала с индийцев 7−10 тысяч долларов в год, причем всю сумму за шесть лет обучения авансом. 60 тысяч долларов платились, как рассказывала в одном из интервью Леся Чичановская, невзирая на результаты успеваемости будущего студента. То есть это была своего рода «покупка диплома» по системе «все включено». Речь идет об очень солидных суммах, миллионах долларов. Если бы эти деньги получал вуз, решились бы многие вопросы, сдерживающие его развитие. А так лишь искусственно раздувались квоты для иностранных студентов в ущерб бюджетным местам для россиян.
Понятно, что подобного рода бизнес существовал под крылом определенных силовых ведомств. И мы даже не рискуем предположить, куда шли деньги, которые платили индийские родители за своих чад. Леся Чичановская, с ее боевым характером, явно недооценила возможности тех, с кем связалась. Возможно, недооценила она и своих коллег, которые отнюдь не все были в восторге от яркой и энергичной первой женщины-ректора в тверском медицинском вузе и выжидали время для каких-нибудь подлостей.
Изничтожение чиновников
Есть и еще одна версия. Недавно в Тверской области появился новый начальник Следственного комитета полковник Альберт Кизимов, прибывший к нам из Курской области. Предположим, что ему нужны резонансные дела, чтобы стать генералом. Эту гипотезу подтверждает то, что в тот же день, когда была задержана Леся Чичановская, случилось еще одно удивительное событие – был задержан заместитель прокурора Калининского района Тверской области по подозрению во взятке. Говорят, что прокуроров у нас в области не задерживали лет тридцать. Так что, возможно, начинается что-то весьма интересное.
И тут, кстати, в сюжет нашей статьи попадает съезд «Единой России». На этом XIX по счету съезде (когда только успели столько провести?) президент России Владимир Путин призвал единороссов «терзать и трясти чиновников».
Уже года три, как губернатор Игорь Руденя успешно предвосхитил этот наказ: терзает и трясет своих подчиненных так, что они давно разбежались бы врассыпную, если бы не боялись, что им выпишут волчий билет и больше никуда на работу не возьмут. Престиж чиновничьей работы упал несказанно: зарплаты невелики, а воровать предельно опасно, сейчас нет ничего токсичнее, чем бюджетные деньги. Новый начальник Следственного комитета бдит, не забалуешь.
Губернатор Тверской области Игорь Руденя, который пытается «бежать впереди паровоза», старательно изничтожает самого нужного чиновника – мелкого, близкого к народу. На прошлой неделе это аукнулось вышедшей на федеральный уровень петицией жителей села Еремково Удомельского района Тверской области. Оказавшись в условиях почти первобытных, граждане официально попросили президента Путина «расстрелять и закопать» их. «Нечего нас мучить! Заранее благодарные вам жители села Еремково» – так закончили свою петицию люди, после октябрьского урагана живущие без электричества, притом что до КАЭС километров десять. Вода из озера, сотовые телефоны сели месяц назад, ничего не работает, дороги разбиты… «Был бы у нас глава поселения, мы бы с него не слезли», – рассказывают жители села журналистам. Но в Удомельском районе все поселения объединили в муниципальный округ. И власть оказалась далеко, в центре, до нее уже не доберешься. «Когда глава Удомли Рем Аркадиевич Рихтер все-таки доехал до нашего Еремкова посмотреть работу электриков, мы начали требовать с него объяснений, а он даже не пожелал с ними разговаривать», – рассказывают сельчане. В спину уходящего Рихтера они и крикнули в первый раз те слова, что потом написали Путину: «Что вы хотите? Чтобы нас расстреляли и закопали?»
Изначально муниципальные округа законодатели вводили для малонаселенных территорий, где реально нет никаких центров жизни. Но губернатор Игорь Руденя счел, что это относится и к расположенной между Москвой и Санкт-Петербургом Тверской области.
В планах на наступающий год превратить в муниципальные округа все оставшиеся районы. Я лично не представляю, как, к примеру, это пройдет в Конаковском районе – с мощными поселениями, два из которых, 1 Мая и Юрьево-Девичье, вообще отделены от города Конаково Московским морем. Тоже потом будут Путину писать, вместо того чтобы ловить у сельсовета своего главу, на которого можно «сесть и не слезать».
Все те же и Сидякин
Всем, конечно, интересно знать про политическое будущее самого губернатора Рудени. Безусловно, все эти истории – задержание Чичановской, петиция из Удомельского района – камешки в фундамент этого будущего. На съезде «Единой России» Игорь Руденя вошел в генеральный совет ЕР. Это ровным счетом ничего не означает, экс-губернатор Дмитрий Зеленин все время в него входил, а что толку? Сняли из-за червяка.
Игорь Руденя не совершает особенно экстравагантных поступков, мало кому интересен на федеральном уровне, да и на региональном тоже, в основном славится лишь как строитель церквей (молва приписывает ему желание строить церкви где ни попадя, хотя это далеко не так). Скорее всего, его снимут будущей весной. Но, учитывая, что у нас каждый новый губернатор оказывается в два раза хуже предыдущего, страшно подумать о деловых качествах следующего руководителя.
Вот на прошлой неделе в качестве потенциального кандидата на пост губернатора Тверской области промелькнуло имя Александра Сидякина. Того самого, который, будучи депутатом Госдумы прошлого созыва, посещал Антарктиду за казенный счет, совершал официальный дружественный визит к пингвинам. Сейчас он возглавляет администрацию главы Башкортостана. А с Тверью его связывает то, что в 1999 году он окончил юридический факультет ТвГУ.
И вот за что нам все это? Регионовед Наталья Васильевна Зубаревич (интервью с ней читайте в свежем номере) снова иронически скажет: «Ну, с четвертым вас варягом!»
Впрочем, в прошлый раз перед отставкой Шевелева тоже мелькали какие-то непонятные кандидатуры. А вышло все еще нелогичнее, чем предполагалось в самых абсурдных гипотезах. Поэтому продолжаем наблюдать.
Мария ОРЛОВА