В середине марта в Тверском императорском дворце открылась выставка «Прогулка по Москве», в экспозицию которой вошла графика середины XX века из собрания Тверской областной картинной галереи.
Найти выставку «Прогулка по Москве» в переплетении залов и коридоров императорского дворца оказалось не так уж просто. Служители галереи отправляли меня то на первый, то на третий этаж, притом что выставка располагается в одном из коридоров второго этажа рядом с залами, посвященными советскому искусству.
Причина такой путаницы проста: экспозиция открылась меньше недели назад и далеко не все сотрудники галереи выучили, где она находится.
Середина прошлого века у многих ассоциируется с шестидесятыми годами, со временем хрущевской оттепели. Не удивительно, что большинство работ, представленных на выставке, относятся как раз к периоду конца 1950–1960-х годов.
Это было бурное время. В Москве, залечившей военные раны, шел строительный бум: появлялись новые магистрали и парки, росли знаменитые сталинские высотки и новые районы. Именно поэтому образ новой Москвы стал одной из главных тем в творчестве советских художников. В своих работах они пытались передать восторг от происходящих в столице изменений и энтузиазм, охвативший их. Примером может служить автолитография Бориса и Киры Рыбченковых «Вид с Ленинских гор» (1959). На ней – панорама летней Москвы с высоты птичьего полета. Видно, что художники любуются безграничным городом, уходящим за горизонт, и дают зрителям возможность полюбоваться им.
На линогравюре Михаила Маторина «Новая Москва» (начало 1950-х) мы видим улицу Охотный Ряд (тогда она называлась проспект Маркса) и машины, мчащиеся перед зданием, где сейчас располагается Госдума. Видно, что художник гордится тем, как изменилась столица, и пытается передать это чувство зрителям.
Пока Москва строится, на столичных улицах идет повседневная жизнь. В литографии «На Ломоносовском проспекте» Милицы Чарнецкой прохожие спешат по своим делам, не обращая внимания на машины, скользящие по одной из недавно созданных магистралей столицы.
На акварели «Улица Горького» Валерия Алфеевского главная улица Москвы похожа на полноводную реку, где расцвеченные лимонно-желтым окна кораблей-троллейбусов видны в потоке катеров-автомобилей.
Ощущение летней неги возникает при взгляде на автолитографию «В выходной день в Кремле» (конец 1950-х) Сергея Снаткина и офорт «Голуби у Манежа» (1958) Владимира Селиверстова. А работа «Около ГУМа» (1969) талантливого графика Анатолия Кокорина обладает удивительной выразительностью благодаря соединению черно-белого строгого рисунка углем с цветными акварельными акцентами.
Кроме работ, созданных в период оттепели, на выставке в Тверском императорском дворце можно увидеть несколько более ранних произведений, созданных до и во время Великой Отечественной войны. Они смогли оттенить главную мысль экспозиции: Москва как город, который живет в неустанном движении вперед.
Стоит обратить внимание на рисунки «Новый Большой Москворецкий мост» (1938) и «Перед паводком в Лужниках» (1960) выдающегося московского акварелиста Николая Волкова. Переливы акварельных пятен и тончайшие цветовые нюансы образуют на бумаге необычайно цельную картину увиденного художником пейзажа.
Работы Татьяны Мавриной-Лебедевой «Кремль с улицы Разина» и «Дом бояр Романовых на Варварке» написаны в 1943 году. В них художник создала красочный, даже в чем-то праздный образ городской жизни. О том, что дело происходит в военные годы, говорит разве что обилие прохожих в военной форме.
Закончив свое путешествие по выставке, затерявшейся в недрах Тверского императорского дворца, я поймала себя на мысли, что каждое из представленных здесь произведений, словно кадры из старых советских фильмов, вызывают ностальгию о прошлом. О прошлом, которого, увы, на самом деле никогда не было.
Ирина Мандрик
Фото автора