Растущий за последние несколько лет внутренний туризм стал отличным стимулом развития и ресторанного бизнеса, который пережил серьезный спад во время пандемии.
Люди стали больше путешествовать внутри страны, интересоваться культурой, в том числе и гастрономической. Кулинарный туризм, как отрасль, переживает серьезный подъем.
Если говорить о географии, то концентрация кафе и ресторанов выше всего Москве и Санкт-Петербурге. Причина этому не только среднестатистический срез доходов населения, но и огромный приток гостей. На Санкт-Петербург и Ленобласть приходится 9,4 процента российского оборота отрасли. При этом половину в структуре петербуржского общепита занимают рестораны полного обслуживания – туристы предпочитают атмосферные заведения, передающие дух этого уникального города. Примеры яркие: «Калиостро», располагающийся в историческом здании, где когда-то проживал гениальный мистификатор, с необычным интерьером и концептуальным меню. «Астория» – неповторимый колорит, историческое расположение, настоящая легенда.
Очевидно, что в ресторанном бизнесе крайне важно уделять внимание созданию неповторимой, уникальной атмосферы и концепции. Пока еще подобные места в дефиците на территории Центральной России, где каждый малый город пронизан духом истории.
Тем не менее, и регионы предлагают интересные проекты. Например, в Тверской области готовится к открытию ресторан-музей «Стрельна». Концепция музея полностью себя оправдывает: здание представляет собой точную копию Путевого дворца Петра I, и выглядит по-царски: белоснежные колонны, рустованные углы, высокие мелкоостекленные окна, из которых открывается прекрасный вид на Волгу. Застройщик Екатериновки, ООО «Ритейл», тщательно воссоздал интерьеры петровских времен: в ресторане золоченая лепнина, резная мебель, антикварные предметы быта и сложенный по старинным чертежам изразцовый камин. Атмосферу музея создают высокохудожественные реплики известных картин. Русская национальная кухня органично интегрируется в исторический интерьер.
Проект ресторана-музея, который только готовится к открытию оценили деятели искусств:
Впервые за свою многолетнюю работу я столкнулся с таким необычным подходом. Есть примеры, хотя и немногочисленные, когда предприниматели реставрируют памятники культуры. А застройщик поселка Екатериновка воссоздал исторический объект, имеющий огромную историко-культурную ценность для нашей страны. На мой взгляд, это может положить начало новому направлению развития ресторанного бизнеса в России, – говорит скульптор, академик Российской академии художеств Николай Иванов.
Подобные дорогостоящие проекты не могут быть массовыми, но они положительно повлияют на ресторанный рынок, задавая высокую планку качества, а также повышая туристическую и инвестиционную привлекательность региона.
Фото: АО «Берега»