Новый облик центра Твери

14.02.2024, 12:46
коллаж Кирилла Салимова

Проект «Лучи Твери» от Центра развития экономики малых городов неплохо пошумел в Тверской области в 2023 году. Сначала он победил в конкурсе Ростуризма, благодаря чему удалось привлечь инвестиции из федерального бюджета в размере 233 млн рублей. За весь 2023 год из федерального бюджета центр привлек в Тверскую область почти 300 млн рублей, согласно его собственным подсчетам. То есть благодаря «Лучам Твери» удалось покрыть более 77% расходов.

В рамках проекта в регионе устанавливали памятники и другие арт-объекты. Пожалуй, самым нашумевшим стал бронзовый макет дореволюционного центра Твери, расположенный на пересечении улицы Трехсвятской и бульвара Радищева. Он так и называется: «Лучи Твери». Макет находится в очень выгодном месте для привлечения внимания общественности. Поэтому не удивительно, что уже через пару дней любопытные жители и гости Твери его испортили. Какое-то время полиция вела расследование, пытаясь отыскать хулиганов, отломивших крест у бронзовой церкви, но в итоге сошлись на том, что это прохожие пытались смахнуть снег с барельефа и нечаянно повредили макет. Как было на самом деле, мы никогда не узнаем.

«На привлекательности города для туристов установка макета отразилась исключительно положительным образом, – рассказал руководитель центра публичных коммуникаций «Центр развития экономики малых городов» Александр Дылевский. – Да и не только для туристов. Наблюдая за этим объектом, мы видим, что он ежедневно привлекает внимание многих горожан даже спустя полтора месяца после его установки. Также макет выполняет важную функцию для экскурсоводов. Благодаря ему гораздо удобнее рассказывать о планировке города, которая была создана по европейскому образцу после пожара 1763 года. Тогда город сгорел практически дотла и был отстроен заново. Как раз, чтобы отобразить масштаб работы городских строителей, и был создан макет «Лучи Твери». Задумка авторов проекта попала в точку».

К другим новым арт-объектам в центральной части города относятся памятник фотографу Ивану Тачалову, памятник Владимиру Брадису, создателю знаменитых таблиц, памятник печатным клавишам в начале бульвара Радищева, барельеф под Нововолжским мостом со стороны набережной Степана Разина, изображающий карту центра Твери 1845 года, а также макет галеры «Тверь» в городском саду. В общем, к украшению города отнеслись серьезно. Но вот что об этом думает экскурсовод Богдан Плюта: «На мой взгляд, современные памятники в Твери не отличаются той же глубиной мысли, какую имеют памятники, установленные в советские времена. Из недавних могу отметить только галеру «Тверь». Она и выглядит красиво, и несет за собой интересную историю. Особенно приятно видеть, как скульпторы отобразили масштаб галеры, поместив фигурки людей на корму. Об этом памятнике приятно рассказывать. Разве что городской сад в целом заполнен неравномерно и выглядит как смесь всего, что только можно было придумать: тут и фотопостаменты, и памятники, и карусели, и закусочные. Все это рядом друг с другом. Мне кажется, это перебор. Не хватает целостности и аутентичности».

Еще один интересный арт-объект был установлен на Соборной площади в честь приближающегося полноценного открытия Спасо-Преображенского собора. Скульптура изображает юного князя Михаила и тверского епископа святителя Симеона беседующими о возведении в Твери первого каменного храма. Открытие памятника привлекло внимание федеральных СМИ, а скульптор Юрий Хмелевский признался в интервью «Комсомольской правде», что при формировании изображения 14-летнего Михаила Тверского вдохновлялся внешностью своих внуков.

«А масштаб памятника определился из его задумки, – сказал скульптор. – Он не должен был стать большим монументом. Он должен быть теплым, ближе к народу. Чтобы прихожане могли его потрогать, сфотографироваться. Это привитие любви к истории».

«На самом деле никакой историчности в памятнике нет, – считает краевед Павел Иванов. – Упущен один из главных моментов: ключевые решения в строительстве Спасо-Преображенского собора принимали Михаил Тверской, Симеон и его мать Ксения Юрьевна. Если задача была показать историчность события, то важно было изобразить и мать тверского князя. Можно также найти исторические неточности в одежде, в том, как сидит Симеон, в росте Михаила Тверского, но в целом на это можно закрыть глаза. Однако чертежи, которые князь показывает Симеону, так точно не выглядели. Здесь очевиден художественный вымысел автора памятника ради упрощения и доступности сюжета композиции».

Кирилл Салимов

3 0
Лента новостей
Прокрутить вверх