
В ноябре Вышневолоцкий драматический театр представил зрителям премьеру спектакля «Очарованный странник» (16+). Постановку по одноименной повести Николая Лескова осуществил главный режиссер театра Алексей Кузнецов. В «Очарованном страннике» на вышневолоцкую сцену впервые вышли артисты, приехавшие в Вышний Волочек по федеральной программе «Земский работник культуры».
Напомним, что по программе «Земский работник культуры» на работу в малые города и села Тверской области приехали 44 специалиста. Лидером по привлечению сотрудников оказался Вышневолоцкий драматический театр. Туда на работу пришли режиссер, художник и двенадцать артистов.
Восемь артистов пополнили труппу театра в начале сезона. Все они принимают участие в «Очарованном страннике».
Инсценировку повести Лескова написал сам режиссер. Он признался, что ему пришлось переписывать текст несколько раз и у него до сих пор остались претензии к своей работе.
«Лесков – это очень непростой автор. Сама структура, композиция произведения очень сложна для постановки, – рассказал Алексей Кузнецов. – Но я люблю, когда трудно».
По словам режиссера, сложность при работе над спектаклем заключалась еще и в том, что ему пришлось работать с новыми артистами, многие из которых пришли в театр сразу со студенческой скамьи.
«Конечно, это непросто, когда в спектакле занято много новых неопытных артистов. Но они достойно себя показали», – отметил Алексей Кузнецов.
Над сценографией постановки работал художник Мартын Степанов – еще один сотрудник театра, пришедший в него по федеральной программе. Он создал лаконичные и простые декорации, которые легко трансформируются из княжеского дома в кабак, из выпаса коней – в цыганский табор.
«Я очень давно хотел поработать над «Очарованным странником». Когда услышал, что Алексей Кузнецов собирается его ставить, сразу согласился работать в театре. Главная идея сценографии очень проста – герой и все события его жизни помещены в фотографическую рамку. За рамкой – белый кабинет, несколько стульев и лошади», – пояснил свое видение спектакля художник.
Действие спектакля, как и в повести, начинается на пароходе, и это неслучайно. Сам Иван Северьяныч Флягин подобен ледоколу: плывет сквозь туман жизни, ломая лед людских судеб, страдая, но оставаясь незатронутым. Его раздирают противоречия, внутри него постоянно происходит борьба добра со злом. В повести герой уходит в монастырь замаливать грехи. Однако Алексей Кузнецов оставил открытый финал: спектакль оканчивается также сценой на корабле, где рядом с Иваном Флягиным, прошедшим многочисленные испытания, но не зачерствевшим душой, находятся те, кто был рядом с ним на протяжении всего действия.
Спектакль, несмотря на некоторые шероховатости, смотрится на одном дыхании. Режиссер смог создать интересный актерский ансамбль, в котором каждый находится на своем месте. И хотя солирует, как и следует ожидать, Марсель Подзигунов – исполнитель роли Ивана Флягина, остальные артисты создают ему органичное обрамление.
Интересно, что на поклон под громкие аплодисменты зрителей вместе с артистами режиссер вывел сотрудников художественно-постановочных цехов. Это, наверное, случилось впервые за время их работы в театре. И было очень трогательно.
Ирина Мандрик
