Огненная память Европы

17.09.2025, 08:34

12 сентября в оранжерее Тверского императорского дворца открылась выставка «Сокровища Лиможа: огненная живопись на эмали XII–XX веков». В ее экспозицию вошли 167 предметов из частного собрания искусствоведа, коллекционера и эксперта по французским эмалям XII–ХХ веков Натальи Карпович.

Организаторами выставки выступили Эмалевый фонд Натальи Карпович, Тверская картинная галерея и Международная конфедерация коллекционеров, антикваров и арт-дилеров при поддержке правительства Тверской области и регионального Минкультуры в рамках просветительской программы «Большое искусство – большой России».

Как призналась Наталья Николаевна, когда ей поступило предложение устроить выставку в Твери, она согласилась не раздумывая. Дело в том, что Тверь не чужой для нее город.

Наталья Карпович

«Тверь – родина моего отца, здесь его корни, а значит, это наполовину и моя родина», – рассказала Наталья Карпович. – И я рада, что эти уникальные предметы искусства смогут увидеть жители Твери».

История коллекции лиможской эмали Натальи Карпович началась 30 лет назад, когда она приобрела во Франции маленький образ Божьей Матери XIX века – это до сих пор любимый экспонат ее коллекции. Сегодня собрание москвички насчитывает более полутора тысяч предметов. Оно входит в число самых крупных в мире частных собраний лиможской эмали.

На выставку в Тверь Наталья Карпович привезла 167 уникальных работ, по которым можно проследить развитие эмальерного искусства мастеров Лиможа с XII до начала XX века. В их числе – редчайший деревянный ларец-реликварий XII века, декорированный костью и эмалевыми пластинами, триптихи старой школы XVI века, работы мастеров Пенико и Пьера Реймона, декоративные предметы – настольные часы, шкатулки, посуда XIX–XX столетий. Переходя от экспоната к экспонату, зрители могут сравнить разные стили и проследить, как менялись сюжеты и технологии: от выемчатой и перегородчатой эмали до изысканной гризайли и декоративных панно эпохи ар-деко.

Например, в экспозицию вошел триптих с редкой композицией на сюжет из французской средневековой истории, созданный мастером Пьером Рейнаном во второй половине XVI века.

«В этом триптихе соединены старые техники с только что появившейся техникой гризайль, – рассказала Наталья Карпович. – Он также уникален тем, что сюжетная линия на нем посвящена оммажу короля. На этом триптихе мы видим, как король Англии поклоняется королю Франции».

Еще один исключительный экспонат – издание «Житие Жанны д’Арк» начала XX века, украшенное эмалями Жюля Сарланди. Этот молитвенник был создан к канонизации Орлеанской девы, которая состоялась в 1920 году. На титульном листе издания стоит номер 41 и нанесена надпись с благословением Епископа Лиможского Фирмина.

«Это те предметы, которые в других музеях мы увидеть не можем», – пояснила Наталья Карпович.

Интересно, что все эмали, представленные на выставке, сегодня выглядят практически так же, как и в момент их создания, даже если прошло уже 800 лет.

«Здесь нет ни одной отреставрированной работы. Если эмаль «болеет», если на ней есть небольшие сколы или какая-то трещина, мы их оставляем как есть», – уточнила Наталья Николаевна, добавив, что 98% предметов в ее коллекции находятся в идеальном состоянии. Дело в том, что эмали не требуют особенных условий хранения – они со временем не выцветают и не выгорают. Конечно, эмаль нельзя бить, но в остальном она долговечнее многих других видов искусства. И при этом до сих пор остается недооцененной любителями прекрасного. Выставка в Твери призвана устранить эту несправедливость.

«Лиможская эмаль – это уникальный вид искусства, где соединены четыре стихии – вода, воздух, земля и огонь», – уверена Наталья Карпович. История лиможской эмали – это история постоянного художественного поиска талантливых французских мастеров, которые на протяжении веков открывали новые способы рассказа о вере, власти, красоте и человеческой душе – через огонь, стекло и металл.

Посетители выставки могут не просто увидеть уникальные произведения лиможских мастеров, но и благодаря их произведениям заглянуть в историю, написанную огнем и сохраненную в цвете. Каждый предмет здесь – часть большой культурной памяти Европы. Памяти, которую сохраняют в России.

Ирина Мандрик

фото автора

43 0
Читайте также:
Лента новостей
Прокрутить вверх