В Тверскую область с неизвестными последствиями для региона 7 ноября приехал президент России Владимир Путин. Наверное, этим и объясняется низкая активность в последнее время губернатора Игоря Рудени, он, скорее всего, сидел на карантине.
Конечно, этот визит дал почву для нашего тверского национального хобби – гадания, заберут ли от нас, наконец, Руденю. Этому мы посвятим отдельный материал. А пока поговорим о главном – народном единстве как мифе и реальности.
Казанская – время готовиться к холодам
Два праздника – 4 ноября, провозглашенное Днем народного единства, и 7 ноября, день, когда в 1917 году власть в Петрограде захватили большевики, – составляют цикл праздников, в народе называемых ноябрьскими.
Во всем западном мире отдыхают в христианские праздники: на Пасху, Троицу и Рождество. И только в нашей стране, почему-то считающей себя самой традиционной и благочестивой, большие праздники унаследованы из советского атеистического прошлого.
Хотя 4 ноября еще и день Казанской иконы Богородицы, особо чтимой, поскольку написана она по одному из самых древних образцов. А для нашей редакции этот день праздничный потому, что мы вспоминаем нашего главного редактора Геннадия Климова. 4 ноября 2022 года ему исполнилось бы 66 лет. День рождения «Каравана» тоже не на много отстоит от этого дня – 13 ноября нам исполнится 26 лет. Так что пусть будут ноябрьские. Нужны какие-то светлые пятна в нынешней беспросветности.
Смутное время: история идет по кругу?
«Народное единство» – термин, звучащий в этом году довольно издевательски. Аккурат 4 ноября мне рассказали историю одного тверского мужчины, у которого один сын – майор ВСУ, а другой служит в спецназе ГРУ РФ. Наверное, очень тяжелые мысли вызывает название праздника у этого несчастного отца.
О единстве народа было сложно говорить с самого момента появления этого странного праздника 4 ноября. Напомним, в этот день народное ополчение Минина и Пожарского в 1612 году выбило поляков из Московского Кремля. Однако изначально эти поляки там как-то оказались, поэтому стоит напомнить, как это произошло.
Смутное время было реакцией на социальные катаклизмы предшествующего столетия и, конечно, на правление Ивана Грозного, с его разделением русского общества на опричнину, которой позволялось все, и земство, которое было как бы колонией, на которой паразитировала опричнина.
Россия, которую колбасило несколько десятилетий (к неудачной власти добавились эпидемии и голод), тогда просто обезлюдила. Например, в Твери после Смутного времени оставалось 300 человек населения, она была полностью разрушена. Похоже, история готовится повториться…
Неспособность договариваться как национальная черта
Принудительно насаждаемый советский коллективизм уже в 1980-х обернулся атомизацией общества. А 1990-е довели эту ситуацию до апогея. Благополучные нулевые, когда народ занимался тем, чего был лишен всю российскую историю, – потреблением, лишь закрепили результат.
Наверное, многие обращали внимание на то, что у нас даже собрания жильцов дома оборачиваются тем, что никто никого не слушает и люди не могут ни о чем договориться. Этим, как правило, пользуются разного рода нечистоплотные деятели, от управляющих компаний до организаторов выборов.
Неспособность наших граждан объединиться даже для того, чтобы создать ТСЖ, не говоря уж о политической партии, – черта, приобретенная за тяжелейший ХХ век, когда все выживали, как могли.
Сегодня российское общество еще раз расколото и поляризовано до крайности. Многие родственники перестали общаться, потому что по-разному воспринимают происходящие исторические события.
Россияне стали народом в рассеянии: такое количество людей, покидающих страну, было только после 1917 года. «Ложась спать, не знаешь, где обнаружишь себя поутру», – пел Борис Гребенщиков. Кстати, он тоже давно в Лондоне.
Благодаря принятию в состав России четырех новых регионов и сама граница нашего государства меняется чуть ли не ежедневно – в зависимости от интенсивности боев на юго-востоке Украины.
Польза и вред «молодежного навеса»
Это все происходит, когда мы даже не успели выдохнуть после изнурительной пандемии ковида. Пандемия лишила Россию примерно одного миллиона человек: избыточная смертность (плюс миллион к обычной среднестатистической смертности) была в России и так очень высокой.
Сколько погибает российских мужчин сейчас, нам не говорят. До этого гибли контрактники, но скоро на родину пойдут гробы с мобилизованными. И тогда шила в мешке не утаишь, у каждого есть родные, друзья, знакомые. Гибель близкого человека не добавит ни социального оптимизма, ни народного единства.
В первые годы после 1917 года был очень высокий, как говорят демографы, «молодежный навес». Средний возраст населения Петрограда в 1918 году был 19 лет. Короткий исторический период, когда рождаемость была еще высокая, а детская смертность уже сократилась благодаря появлению у народа доступа к медицинской помощи, привел к тому, что молодое и бедное население охотно ввязывалось во всякие экстремальные авантюры – войны, погромы и так далее.
Уехавших в первую волну эмиграции, а также погибших в Первую мировую и Гражданскую войны замещала молодежь, хлынувшая из деревни. Даже после Великой Отечественной еще был этот ресурс – деревенская молодежь, которая приезжала учиться в города, и потом кто-то становился профессором, кто-то генералом.
Сейчас такого ресурса нет. В деревне рождаемость даже ниже, чем в городе.
Кузьмичи как образ
Мобилизованных старше сорока лет кто-то из военкоров окрестил Кузьмичами: мол, эти мужики, пережившие лихие девяностые, сразу включают режим выживания.
Поразительно, конечно, как люди настолько не умеют считать. Имя Кузьма было довольно распространено в начале ХХ века, но последние солдаты Кузьмичи призывались, наверное, в 1940-х. У мужчин, рожденных в 1970–1980-х годах, отчества более банальные. Кузьмами могут быть их сыновья или внуки – на волне моды на старинные имена.
Говорят, что «Кузьмич» – словечко из сленга футбольных фанатов, обозначающее болельщика, который пришел на футбол просто попить пива и потусоваться, не интересующегося самой игрой. Может быть, прозвище Кузьмичи имеет такую этимологию?
Эти самые ребята 40+ родились во время последнего большого всплеска рождаемости. После началась демографическая яма.
Кстати, в девяностые те, кого окрестили Кузьмичами, были еще подростками. Молодыми в те годы были уже не подлежащие мобилизации 50-летние.
Впрочем, для тех 70-летних, что управляют сегодня Россией, разница в поколениях неуловима.
Великое прошлое и грустное настоящее
На прошлой неделе, как раз 4 ноября, мне довелось пообщаться с приезжавшей в Тверь Галиной Ивановной Зверевой, деканом факультета культурологии РГГУ. Мы с главным редактором портала «Стол» Андреем Васеневым записали с ней наш подкаст «Днесь». А потом она участвовала в круглом столе про покаяние за советское прошлое, на нем участники обсуждали, нужно ли такое покаяние и в чем оно должно выражаться.
Я задала Галине Ивановне вопросы, которые меня давно интересуют, например почему в России такой гипертрофированный интерес к истории, особенно у власть имущих?
Событиям этого года предшествовало несколько лет «войн памяти», когда историкам запретили буквально под страхом уголовного преследования объективное изучение событий Второй мировой войны, сравнение поведения государственных деятелей противоборствующих сторон. Наш президент, что ни значимое выступление, читает лекции о своем видении истории. Как она, профессор истории и культуролог, может объяснить этот феномен?
По мнению Галины Ивановны, настоящее сейчас в сознании людей сплющено, ему не придается большого значения. Будущее, в которое был устремлен советский проект, тоже оказалось абсолютно не таким, как о нем думали. Поскольку коммунизм не построился, образ будущего стал чрезвычайно неопределим. И место настоящего с будущим заняло гипертрофированное прошлое. Его интерпретациями пытаются заменить решение актуальных проблем сегодняшнего дня.
Второй волнующий меня вопрос звучал так: «Почему потерпела поражение перестройка?» Моя рабочая версия – потому, что народу никто не объяснил причины обрушения Советского Союза. Ведь ни Горбачев, ни Ельцин не смогли бы разрушить жизнеспособное государство. СССР развалился сам, потому что не может существовать страна, где нет ни веры в Бога, ни частной собственности.
Ответ Галины Ивановны Зверевой подтвердил мою версию. Она напомнила, что в перестройку ее идеологи говорили о возвращении к идеалам социализма, о ленинских заветах. Окончательно отречься от этого они не могли, потому что были плотью от плоти советской идеологии. В тот момент степень индоктринации сознания ученых всей этой марксистско-ленинской дребеденью была высока как никогда, историки новейшего времени в первую очередь изучали не что-нибудь, а историю КПСС.
Поэтому не произошло всенародного покаяния, и мы так и не смогли выбраться из того русла, по которому плыли в исторический тупик. Нельзя сказать, чтобы страна не воспользовалась открывшимся окном возможностей. Мы все же сумели за минувшие 30 лет построить хоть какое-то подобие рыночной экономики, и некоторое время у нас даже была свобода слова и совести, а также свобода передвижения.
Сейчас все завоевания тех лет летят в тартарары. Но есть ощущение, и оно крепнет, что очень скоро для нас снова откроется окно возможностей. И сегодня мы уже не те наивные советские граждане, которые верили, что будут жить при коммунизме. Мы много чему научились, а теперь проходим последний жесткий урок, который, может быть, спасет нас от повторения ошибок. Вот только бы научиться договариваться.
Мария Орлова
фото: Сергей Савостьянов/ ТАСС, Леонид Смирнов, vkcom/vkraya, Андрей Сабынин, объясняем.рф, архив «Каравана»
Все, что в прошлом было построено,
Не считают теперь достоянием.
Кто сказал, что нынче развитие?
Это проще назвать — SOSтоянием.
Память истории тает во времени —
Рушатся здания, имена забываются…
То, что сегодня творят лиходеи,
Все бумерангом потом возвращается.
Здравствуйте! Исправьте, пожалуйста, фамилия Галины Ивановны, профессора РГГУ — Зверева. Не нашла другой возможности указать на описку.