Жители Тверской области жалуются на то, что автобусы из Твери в Зубцов, Ржев и другие города часто отменяются. У них также возникают трудности с покупкой обратного билета. «Караван» решил разобраться в этом вопросе.
Чтобы добраться изо Ржева в Тверь, я купил билет в интернете. Пришел на местный автовокзал за полчаса до отправления и с удивлением услышал от кассира: «Данный перевозчик на вокзал не заезжает, ищите его где-то за воротами. Мы за его рейсы не отвечаем». Как оказалось, данный автобус ищут и другие пассажиры, и они не понимают, почему с автовокзала в Тверь отправляются микроавтобусы, а комфортабельные автобусы приходится ловить за воротами.
Ситуацию для «Каравана» прокомментировал один из старейших перевозчиков Тверской области индивидуальный предприниматель Владимир Исаев: «Автовокзалы Ржева и многих других городов области по решению Министерства транспорта Тверской области были переданы в аренду структурам «Автоэкспресса». Они навязывают нам заключение изначально невыгодного договора, поэтому и приходится забирать пассажиров у ворот автовокзалов».
Владимир Исаев добавил, что есть перевозчики, которые все-таки заключили кабальный договор и оказались в двойном проигрыше. «Автоэкспресс» пускает свои автобусы на этом же направлении, но минут на 15–20 раньше, забирая у перевозчика пассажиров, а деньги за проданные билеты, если такое и случается, перевозчику возвращаются только через 2 месяца. А еще «Автоэкспресс» придумал систему штрафов под себя. Например, совместное предприятие ООО «Верхневолжское АТП» их «набрало» на 1,5 млн рублей и отказалось пролонгировать договор на следующий год».
«Я стараюсь ездить изо Ржева в Тверь только на комфортабельных автобусах. Билеты мне покупают родственники, – рассказала пенсионерка Галина. – Однажды пришлось ехать из Твери домой на маршрутке. Это было страшно. Грязно, душно, все трясется».
Борьба за выживание
Как рассказали опрошенные нами пассажиры в Зубцове, Ржеве, Старице и Твери, часто рейсы отменяются за 15–20 минут до отправления. По большей части это происходит из-за того, что не набралось нужное количество пассажиров.
«Ты покупаешь заранее билет из Твери в Зубцов. Приезжаешь на автовокзал и узнаешь, что автобуса не будет. Тебе возвращают деньги, ты сидишь на вокзале, как дурак, и думаешь: «А что мне делать?». Приходится ехать с пересадкой через Ржев или вовсе задорого на такси», – сетует жительница Твери Ирина.
Ржевитянка Марина пожаловалась на то, что не раз ей приходилось сталкиваться с отменой автобусов в Тверь. К счастью, автобусы ходят часто и ей удавалось купить билет на следующий рейс, при этом потеряв час-два своего драгоценного времени.
Парадокс сложившейся ситуации заключается в том, что проблема не в отсутствии перевозчиков, а в их избыточном количестве. На каждое междугороднее направление Министерство транспорта Тверской области проводит конкурс, победитель в котором и должен обслуживать маршрут. Однако группа компаний «Автоэкспресс» использует приемы недобросовестной конкуренции. Она осуществляет так называемые заказные перевозки по всем самым популярным маршрутам, пуская свои микроавтобусы немного раньше, чем легальные перевозчики. И такая схема используется много лет. Раньше почти в каждом областном городе была своя автотранспортная компания, но большинство из них уже разорились.
Генеральный директор транспортной компании «АТЕК» Сергей Сыроежкин уже много лет пытается бороться с нелегальными перевозчиками, но его многочисленные обращения в министерство транспорта и правоохранительные органы остаются без должного внимания.
«Билеты на заказные перевозки все также продаются в кассах у гостиницы «Турист» и у Речного вокзала. Минтранс и правоохранительные органы закрывают на это глаза. На наши многочисленные обращения мы получаем лишь отписки. Возникает вопрос: «А стоит ли дальше заниматься этим тухлым бизнесом?» Но нелегальные перевозчики только и добиваются нашего ухода. Как только это произойдет, они тут же взвинтят цены в два раза», – считает Сергей Сыроежкин.
Тверь может лишиться автовокзала
Возникает вопрос: на чьей стороне играет Министерство транспорта Тверской области? Вместо того чтобы навести порядок в отрасли, ведомство отдало в аренду здания автовокзалов структурам «Автоэкспресса». Это серьезный удар по интересам легальных перевозчиков.
Еще один показательный факт. Компания «Тверьавтотранс», которая принадлежит правительству Тверской области и владеет автовокзалом в Твери, находится в процедуре банкротства. Дело в том, что структура задолжала десятки миллионов рублей. Автовокзал продавал билеты на междугородние рейсы, а перевозчикам выплачивал их не в полном объеме и с большим опозданием. Велика вероятность, что область вообще лишится своего автовокзала. Он может уплыть в частные руки за бесценок, так как скоро конкурсный управляющий начнет распродавать имущество компании, чтобы погасить долги. А ведь министерство транспорта имеет все полномочия, чтобы навести в этой сфере порядок и вернуть автовокзалу былую славу. К слову, автовокзал попал в такую ситуацию именно из-за работы нелегальных перевозчиков, которые забрали солидную часть пассажиропотока.
«Вспомните, как навели порядок в Твери. Маршрутки (а их было более тысячи) убрали из города за две недели. В чем причина такого инфантильного отношения Минтранса к заказным перевозкам? Может быть, это просто кому-то выгодно?» – задается справедливым вопросом Владимир Исаев.
Тем не менее есть направления, на которых пассажиров перевозят на автобусах премиум-класса. Это Весьегонск, Нелидово, Максатиха, Бежецк, отчасти Ржев. Легальные перевозчики и рады бы обновить технику на других направлениях, но у них нет возможности это сделать, потому что они сталкиваются с недобросовестной конкуренцией нелегалов, которые, демпингуя и подстраиваясь под расписание, забирают большую часть пассажиров.
Как оказалось, не все так печально в этом вопросе. ФАС выдала предписание о прекращении деятельности перевозчика ООО «Виктория», который под видом заказных осуществлял регулярные перевозки по маршруту Тверь – Бежецк – Красный Холм – Весьегонск. Перевозчику грозит штраф в размере до 100 тысяч рублей, и он должен прекратить незаконную деятельность до 30 августа.
Но стоит вспомнить, что такие предписания эта и подобные ей компании получали и раньше. Схема проста: очередное ООО копит штрафы, а затем банкротится, а после создается новая компания, которая продолжает незаконную деятельность. Выход из ситуации есть. Необходимо забирать автобусы нелегальных перевозчиков на штрафстоянку и не отдавать их, пока не будут оплачены штрафы. Такие случаи бывают, но, увы, редко и бессистемно.
Проезд с дисконтом
Чтобы выжить, легальные перевозчики вынуждены и сами идти на снижение цен. Так, транспортный союз «Тверской автобус» на лето снизил стоимость билетов на направлении Тверь – Торжок до 100 рублей. У «Автоэкспресса» они стоят более 200 рублей. На очень популярном направлении Тверь – Старица – Ржев билеты на маршрутки и комфортабельные автобусы стоят практически одинаково – в районе 500 рублей.
Такая ситуация не может длиться вечно. Легальные перевозчики могут уйти с рынка, и тогда «Автоэкспресс» взвинтит цены. Похожая история уже произошла на ряде направлений. А пока пассажиры вынуждены терпеть неудобства и садиться на комфортабельные автобусы изо Ржева и других городов за воротами местных автовокзалов.
Надеемся, что Министерство транспорта Тверской области, ФАС и правоохранительные органы серьезно возьмутся за наведение порядка в отрасли, а главное, сделают все возможное, чтобы сохранить автовокзал в Твери и автостанции в районах в собственности правительства Тверской области.
Андрей Добронравов
Фото автора