Особенная Пасха – 2023

18.04.2023, 13:47

Пасха – главный христианский праздник. Для верующих это еще и главное событие человеческой истории: Бог родился человеком, чтобы пройти все человеческие испытания, в том числе последнее – смерть. И победить ее, разрушив изнутри ад.

С тех пор у Бога все живы. Смерти больше нет. Понятно, что сложно в это поверить, глядя на разрастающиеся тверские кладбища. Но вера для того и есть, чтобы знать непознаваемое. В конце Страстной пятницы читается ветхозаветное пророчество Иезекииля о том, как оживут во плоти сухие кости. В том числе оживут они и в Дмитрово-Черкассах, Лебедеве, Николо-Малице… Вот будет впечатляющее зрелище! И это тоже вопрос веры.

Последствия государственного атеизма

В России был огромный период государственного атеизма. А до этого, к сожалению, не развивалось богословие как наука. Дореволюционное духовенство воспринималось как идеологический отдел с элементами бытовой магии. И неудивительно, что такой вариант христианства не устраивал интеллигенцию.

Возрождение русского богословия случилось слишком поздно, накануне революции. Попытка переосмысления путей православия была сделана на Поместном соборе 1918 года. Но это уже ничего не дало: большевистское государство видело в церкви своего врага, и речь шла уже о физическом уничтожении.

Наша Тверь – город, где дело уничтожения православия шло наиболее рьяно. Сносились храмы, а те, что оставались, передавались обновленцам (был такой инспирированный ГПУ вариант церковного раскола 1920–1930-х годов). Переданные обновленцам храмы потом все равно закрывались: народ переставал в них ходить.

Интеллигентные священники становились священномучениками. Были казнены протоиереи Илья Громогласов, Алексей и Илья Бенеманские, Михаил Беллюстин, Николай Лебедев и многие-многие другие во главе с архиепископом Фаддеем (Успенским). Поинтересуйтесь судьбой последнего священника вашего храма перед закрытием, наверняка он был замучен советской властью.

Неправославный Калинин

Церковь Белая Троица, долгие годы единственный действующий храм Твери

В 1980-х годах в Калинине оставалась одна действующая церковь – Белая Троица. Посреди частного сектора, такой вариант храма для старушек.

Если на юге России и на Украине не удалось истребить бытовые православные обычаи, то в Калинине уже и детей не крестили, и куличи не святили. Крашеные яйца на Пасху были забавой бабушек и маленьких детей. Помню, как в детстве, в начале 1980-х, меня поразил наполнивший Тулу колокольный пасхальный звон. В моем родном Калинине такого никогда не было.

После Великой Отечественной войны советская власть решила пересобрать православную церковь. В итоге получилась нынешняя РПЦ. Поскольку русское духовенство было почти истреблено, пришлось завозить священников из Западной Украины, которая отошла Советскому Союзу по пакту Молотова – Риббентропа перед войной и в которой попов на душу населения было больше, чем в остальном СССР.

Воспитанником Почаевской лавры был и наш многолетний архиерей Виктор (Олейник), правивший Тверской епархией лет тридцать. Когда в Тверской области началось церковное возрождение, он привез на вакантные места своих украинских земляков. Это было очень своеобразное православие. Украинские священники воспринимали его как ремесло: отпеть, покрестить, повенчать. За духовными наставлениями к ним было идти бесполезно, и таким образом от православия были отвращены готовые прийти в церковь тверские интеллигенты.

Девяностые: мобилизация интеллигенции в священники

Но тем не менее многие интеллигентные люди в церковь не просто пошли, они коренным образом поменяли свою жизнь и стали священниками. Владыка Виктор в 1990-х рукополагал почти всех желающих предпочтительно из зарождавшегося тогда же бизнеса. Он надеялся, что эти люди будут зарабатывать деньги на возрождение храмов.

А сами будущие священники шли в церковь совсем за другим. Кому-то не хватало жесткой идеологической системы, утраченной вместе с советской властью. Кому-то хотелось разобраться со своими психологическими проблемами, ведь тогда казалось, что у истинно верующих таких проблем не бывает. А кто-то, и я знаю таких людей, действительно стремился к святости…

Сейчас прошло тридцать лет, у многих священников случилось жесткое выгорание, а ведь это не работа, которую можно сменить, это жизненный путь. Я часто пишу о трагических историях из жизни тверского духовенства.

Пасха времен СВО

Так в чем же отличие нынешней Пасхи?

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий отслужил пасхальную литургию в кафедральном Воскресенском соборе в сослужении настоятеля собора иеромонаха Агапита (Евдокимова), архимандрита Сергия (Швыркова), протоиерея Михаила Королева, священников Сергия Будкова, Максима Луканова, Антония Пласичука, дьякона Иоанна Зорина, протодьякона Романа Соколова, дьяконов Михаила Быкова, Николая Кувшинова, иеродьякона Антония (Шкурметова).

На специальном балкончике молились ВИП-прихожане: депутат Государственной думы С.А. Веремеенко, главный федеральный инспектор по Тверской области аппарата полномочного представителя президента в Центральном федеральном округе И.А. Жуков, начальник главного управления МЧС России по Тверской области генерал-майор внутренней службы А.Р. Григорян, председатель Тверской городской думы Е.Е. Пичуев, председатель Тверского гарнизонного военного суда В.Ю. Шильдин.

На сугубой ектении возносились особые прошения о единстве Святой Руси, а также о гонимых и арестованных архиереях Украинской православной церкви, братии Киево-Печерской лавры, учащих и учащихся Киевской духовной академии, монашествующих, пастырях и верных православных христианах. Во время пения Херувимской песни митрополит Амвросий помянул всех записанных в архиерейский синодик, тех, о ком были поданы накануне записки на сайте Тверской епархии, помолился об арестованных на Украине архиереях и о гонимых чадах канонической Украинской православной церкви.

Такое вот нам выдалось время, такая Пасха… Благодатный огонь в храме Гроба Господня в Иерусалиме сошел точно по расписанию телевизионной трансляции в России. По бытующей сейчас легенде, это значит, что в ближайший год конца света не будет. Тем и утешаемся.

В течение 40 дней после празднования Пасхи вокруг храмов будут ходить пасхальные крестные ходы. Так что если не поучаствовали в празднике, время еще есть. Как сказано Христом в притче о работниках, пришедших наниматься на работу на виноградник за динарий, каждый получит условленную плату, в том числе и те, кто пришли самыми последними.

 

 

Мария Орлова

фото: Тверская епархия

107 0

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Лента новостей
Прокрутить вверх