От огня до цифры: в Твери воссоздали оккупированный Калинин

19.05.2025, 19:01

В Твери в областной библиотеке им А.М. Горького состоялась презентация проекта «Калинин в огне». Идея визуализировать улицы города во время оккупации в 1941 году принадлежит кандидату физико-математических наук, доценту математического факультета Тверского государственного университета Олегу Шавыкину и председателю общественной организации «Патриоты Твери» Алексею Андрееву, которые смогли собрать большую команду, оформить проект в заявку и выиграть Президентский грант.

Физики и лирики

В проекте «Калинин в огне» сочетаются два главных типа человеческого мышления – гуманитарного и технического. «Лирики» хотят представить свое видение прошлого и донести его до широкой аудитории, в первую очередь – до молодежи, приблизить историю, сделать ее визуально восприимчивой для искушенного рилсами зрителя, а «физики» воплощают замысел в компьютерном программировании и модерировании, в большой и кропотливой работе с виртуальным кадастром, когда из простых прямоугольников начинают получатся сначала примитивные здания, а потом и узнаваемая тверская архитектура.

Совместно работая и поддерживая друг друга ребята в своем проекте заново построили военный Калинин, но в иной реальности.

Руководитель проекта Олег Шавыкин, отмечая серьезную проблему со знанием истории у молодежи, подчеркивает, что при этом молодые люди хотят изучать историю. Однако классические способы сегодня работают плохо, нужны инновационные подходы.

«У нас возникла идея разработать цифровой урок «Калинин в огне», чтобы показать в доступной и понятной форме ребятам героический подвиг калининцев в 1941 году», – рассказал Олег Шавыкин.

В целом проект получился объемный, его главная составляющая – приложение, где воспроизведен в виде 3D-карты Калинин в период оккупации. Окончательно приложение будет готово к концу мая – началу июня, и пользоваться им сможет любой желающий.

Работа при создании приложения была проведена колоссальная. На основе многочисленных источников, в первую очередь фотографий, были подготовлены модели зданий. Их создали студенты математического факультета ТвГУ.

Также у проекта было несколько консультантов: краевед Александр Хитров, который является одним из специалистов по истории улиц Твери, искусствовед Александра Смирнова, изучающая историю тверской архитектуры, и тверской краевед Павел Иванов. Последний отметил, что сама работа над проектом позволила ребятам лучше узнать и историю, и архитектуру города.

«Во время разработки моделей зданий мы столкнулись с тем, что ребята упускали из вида на первый взгляд незначительные детали, которые им трудно было заметить, однако которые являются важнейшими с точки зрения архитектуры, – рассказал Павел Иванов. – К примеру, на начальном этапе дома сплошной фасады 18 века были смоделированы с равной высотой обоих этажей, а в реальности проекты «первого номера» предполагают нижний этаж более низкий, потому что там сводчатые перекрытия, а второй этаж более высокий. Не зная этих нюансов, иногда очень трудно построить точную модель, но сам процесс очень полезен. К примеру, очень тяжело ребятам было моделировать постройки Карла Росси, потому что, чтобы отталкиваться от проекта Росси, нужно думать, как Росси, знать ордеры, чувствовать нюансы архитектурной мысли. И у ребят это получилось».

Вот и выходит, что модель военного Калинина – это не просто набор зданий-коробок, это полноценное воспроизведение города, где каждое здание уникально и требует детальной проработки. Коробок хрущевок и типовых панелек в то время еще не было. Во многом Калинин 1941 года – это дореволюционный город с вкраплениями авангарда и сталинской неоклассики, а это – сложная для моделистов архитектура.

Осложнялась работа и тем, что приходилось воспроизводить перестроенные или вовсе утраченные здания. Шла сверка с картами, снимками германской аэрофотосъемки (немцы, готовящиеся бомбить Калинин, очень тщательно отфотографировали город с самолета), также помогали материалы из частных архивов и открытых источников – ребята провели целый комплекс исследований.

Олег Шавыкин подробно рассказал о том, как происходило моделирование, как создавался сначала 3D-кадастр, потом отрисовывались отдельные здания, после чего они «вставали» на свое историческое место – так и формировался Калинин 1941 года.

Дальнейшие планы

По его словам, проект не собирается останавливаться только завершенным приложением и подготовкой методического указания к проведению цифровых уроков в школе. Речь зашла о том, чтобы доработать проект до VR, чтобы уже не просто смотреть на военный Калинин, но и оказаться в нем виртуально. Также появилась интересная идея создать компьютерные игры по сюжетам освобождения города, легендарному прорыву танка Степана Горобца или подпольной работе в оккупированном городе. Можно продолжать делать 3D-модели и дальше, но уже посвятить их отдельным районам Твери, рабочим слободам.

По словам руководителя проекта, «Калинин в огне» во время реализации стал больше и глубже, чем изначально планировался. Большая работа была компенсирована огромным массивом исторических данных. И чтобы соединить это все, потребовался кропотливый труд.

Большая команда проекта, а это порядка 40 человек, уже, кажется, знают о военном Калинине все. Хотя на самом деле, знаем мы все еще очень мало. И у будущих исследователей, авторов проектов есть возможность переосмыслить историю в контексте информационных технологий. Здесь еще поле непаханое и полный простор для фантазии.

В конце презентации гости поблагодарили авторов за большую и важную работу и отметили важность совместных усилий гуманитариев и технарей в деле сохранения истории и воспитания патриотизма.

Ирина Смирнова

фото: Вадим Дорохин / «Патриоты Верхневолжья»

14 0
Читайте также:
Лента новостей
Прокрутить вверх