На общественные слушания в Московском районе на прошлой неделе пришло более 500 возмущенных горожан. И это в полдень рабочего дня! В зал в администрации Московского района вместилось лишь 400 человек. Люди хотели понять, зачем власти меняют статус земли под их гаражами.
Автокооператив № 9 в микрорайоне Чайка один из самых больших в Твери. Его начали строить более 40 лет назад. Сейчас здесь порядка 2 тыс. каменных гаражей.
Правительство Тверской области неожиданно для людей решило изменить в генплане Твери статус земли под гаражами из коммунально-складской зоны в зону для жилой застройки многоквартирных домов. Согласно закону необходимо проводить общественные слушания. Как правило, это просто формальность. Слушания проходят в неудобное время, к тому же о них никто особо не информирует.
В этот раз получилось иначе. На обсуждение пришли 500 человек! Вопросы и претензии людей выслушивал Максим Калямин, заместитель начальника Главного управления архитектуры Тверской области. Он не сказал прямо, что гаражи собираются сносить, но сообщил, что у правительства есть намерения построить новый жилой комплекс на этой территории, в котором будет жить до 10 тыс. человек. Он расположится на землях, которые принадлежат муниципалитету, и на территории, где сейчас гаражи.
«Генплан разрабатывается на срок до 2039 года. По поводу реализации конкретного проекта мы ничего ответить не можем», – заявил Максим Калямин.
Город-сад, или Жизнь с запашком
Для читателей напомним, что рядом с этой территорией находятся старое кладбище, очистные сооружения «Тверь Водоканала», исправительная колония № 1, Хлебный ручей, или речка-вонючка, зона захоронения химических отходов «Химволокно» и многочисленные складские помещения. Местные жители рассказали «Каравану», что по утрам часто слышат, как в тюрьме делают зарядку, а ветер периодически окутывает жилые дома вонью с очистных сооружений.
Однако в предварительной версии проекта строительства жилых домов, разработанного правительством Тверской области, всего этого на удивление нет. Там нарисован «город в городе» с хорошими дорогами, детсадом, школой. При этом жителям давно обещают построить новую школу, потому что сейчас единственная в округе школе № 43 переполнена в два раза.
Гаражи – это прошлое или настоящее?
Напомним, что этот город-сад нарисован в проекте комплексного развития (КРТ), предварительная версия которого была разработана в 2023 году. Почему именно КРТ? Такая форма позволяет реализовывать крупные федеральные инвестиционные проекты, например строительство дорог. В рамках КРТ людей обязывают продавать свое имущество по кадастровой стоимости. Совпадение ли, но в прошлом году произошла переоценка кадастровой стоимости земли под кооперативом № 9. В итоге она была снижена в два раза! О дальнейшей судьбе этого проекта КРТ пока ничего неизвестно. Людей держат в неведении.
Зато на сайте Главного управления архитектуры Тверской области есть интересный документ. В нем сказано, что автокооперативы – устаревшая форма, которая мешает городу Твери развиваться. А значит, их нужно постепенно сносить, заменяя многоуровневым паркингом.
Но такое утверждение, мягко говоря, не соответствует действительности. Разработчики этого проекта лукавят. Они явно никогда не были в кооперативах Твери. В них кипит бурная жизнь, а купить или хотя бы снять в аренду хороший гараж – очень непростая задача. За аренду хорошего гаража вы отдадите порядка 7 тыс. рублей в месяц. Покупка гаража обойдется в сумму от 500 тыс. до 2 млн рублей.
Пятая колонна в Тверской области существует?
В Твери давно не было никаких митингов и даже одиночных пикетов. Представьте себе, что эти 500 человек, собравшихся в будний день в администрации Московского района, после очень бурного обсуждения просто разошлись. А ведь такая разъяренная толпа могла запросто перекрыть Московское шоссе и даже дойти или доехать до здания правительства области, где заседает губернатор Игорь Руденя.
Однако люди этого делать не стали. Они хотят отстаивать свои права по закону.
«Мы понимаем, что в стране непростой период. Многие из нас поддерживают президента и его политику. Но мы удивлены тому, что у нас хотят отобрать очень важную часть жизни – наши гаражи. Этого люди стерпеть не смогут. Мы думали, что пятая колонна – это уехавшие артисты. А теперь есть подозрения, что это чиновники, которые вопреки политике государства принимают решения, которые ухудшат жизнь тысячи граждан», – говорят владельцы гаражей в кооперативе № 9.
«Из бедных нас хотят превратить в нищих»
Сложность в том, что власть не выстраивает с людьми открытый диалог. Проект КРТ еще не принят, распоряжение о сносе гаражей не подписано, поэтому оспаривать кооперативу и его членам практически нечего. Можно попытаться оспорить внесение изменения в генплан, но и это очень трудоемкая задача с непонятными перспективами.
Однако в правительстве Тверской области должны понять, что на этот раз сделать все по-тихому не получится. Люди крайне решительно настроены отстаивать свои права. И если Игорь Руденя не хочет серьезного удара по своему имиджу, придется вступить с людьми в диалог.
14 сентября в 10:00 по адресу: улица Склизкова, д. 118, пройдет собрание всех членов кооператива. На нем будут разработана и принята стратегия по защите интересов собственников.
Народ и власть за последние годы привыкли жить в параллельных измерениях. Люди не очень вникали в дела, которыми занималось государство, занятые вопросами выживания. Но здесь их задели за живое. «Люди годами обустраивали свои гаражи. Для многих гараж – это возможность хранить вещи, урожай, инструменты. Если у них этого не будет, они из бедных превратятся в нищих», – уверен член кооператива № 9 Владимир.
Председатель кооператива Анатолий Исаев рассказывает, что среди собственников гаражей есть дети войны и ветераны Великой Отечественной:
«Ко мне недавно приходила 91-летняя бабушка. «У меня есть документ о пожизненном владении землей. Почему мой гараж могу снести?» – спросила меня она. И как мне ей в глаза смотреть?».
Виктору Григорьевичу уже под 80 лет. Он получил землю в кооперативе еще в советское время. Потихоньку построил каменный гараж с большим подвалом. Здесь он хранит урожай с 20 соток своего дачного участка. С него кормятся четыре семьи.
«Я пенсионер и инвалид, у меня жена инвалид второй группы. Сын, которому 52 года, уже семь лет инвалид первой группы. Если наш гараж выкупят за копейки, то нам практически нечего будет есть», – вздыхает Виктор Григорьевич.
«Вы защитите наши гаражи, пока мы защищаем Родину»
Порядка восьми собственников гаражей сейчас воюют в зоне СВО. Их соседям по гаражам удалось им дозвониться.
«Я сейчас не могу приехать (фоном слышатся выстрелы), мы тут Родину защищаем. Пожалуйста, помогите за нас отстоять наши гаражи. Мы когда домой вернемся, вам поможем», – пересказал беседу член кооператива Юрий.
Среди собственников есть и родители бойцов, которые, увы, погибли в зоне СВО. Получается, что гаражи отберут и у них?
В кооперативе есть люди, которые приватизировали землю и гаражи, а остальные делают это в срочном порядке. Да, у людей есть справка о пожизненном владении, но они перестраховываются и оформляют землю в собственность.
«Гараж – это смысл жизни»
В кооперативе ставят и чинят свои машины члены Тверского ретроклуба. Здесь собирается одно из мотоциклетных сообществ Твери, в котором очень много молодежи. Для большинства членов кооператива гараж – это в первую очередь мастерская. В автосервисах машину чинить дорого. Большинство автовладельцев делают это сами в своих гаражах.
«Я люблю посидеть в гараже и помастерить что-нибудь. Здесь у меня хранятся все мои инструменты. Я делаю разные необходимые мне вещи для дома и дачи, – рассказывает мужчина средних лет Роман. – И машину свою здесь же ремонтирую».
Молодой человек Арслан много времени проводит с друзьями в гараже. Здесь они помогают друг другу чинить свои машины.
«Я живу в двухкомнатной квартире. Без гаража просто никак», – считает Арслан.
Как и в любом кооперативе, здесь есть свои самоделкины. Николай умеет чинить практически любые машины.
«Я ремонтирую технику с 1990-х годов. Для меня гараж – это смысл существования. Я раньше выпивал, а когда начал заниматься ремонтом, пить бросил. Я занимаюсь своим любимым хобби. Днем я в гараже, а вечером выхожу на линию как таксист. Вот самокат и мопед сам собрал», – хвалится Николай.
У ворот его гаража стоит «Ока», которую купил за копейки и за зиму перебрал до винтика, превратив в конфетку. Зачем, ведь у него есть другая машина? Просто для души.
Молодой мужчина Александр переехал в Тверь 10 лет назад из Рязани. Купил гараж, который потихоньку довел до ума. Теперь это надземный и два подземных этажа со своим лифтом! Александр член авиаклуба, здесь для души он мастерит свои модели. На все три этажа продуманы системы освещения, вентиляции, отопления.
Есть в кооперативе и индивидуальные предприниматели. Так, один из них занимается ландшафтным дизайном. В гараже хранятся трактора и даже экскаватор.
«Гараж – это моя жизнь. Если у нас его заберут, где я буду технику и запчасти хранить? У дома в Пролетарском районе поставлю, что ли?» – сокрушается Александр.
И это лишь малая часть интересных историй, которые мы услышали, побывав в кооперативе № 9. Люди готовы сражаться за свои гаражи. Они надеются, что губернатор Тверской области Игорь Руденя и главный архитектор региона Ярослав Кириллов найдут время встретиться с людьми и своими глазами увидеть кооператив, который они хотят снести своим непродуманным решением. Нелишним будет вдохнуть запахи очистных сооружений и услышать звуки тюрьмы, чтобы понять, что место для огромного жилищного комплекса выбрано не очень удачно.
Андрей Добронравов
Фото автора