В связи с тем, что световой день стал намного короче, на дорогах участились случаи ДТП. В Тверской области практически каждый день происходят аварии, связанные с фактором плохого освещения, и иногда они случаются не по вине водителя.
С начала ноября в Твери произошло несколько наездов на пешеходов со смертельным исходом. Так, 11 ноября у дома № 29 на улице Оснабрюкская в Твери автомобиль сбил 50-летнего пешехода, который переходил дорогу вне зоны пешеходного перехода. От полученных травм он скончался на месте.
Каждый тверской водитель время от времени сталкивается с проблемными ситуациями на дороге. Тут все зависит от него и от его скорости реакции. Пешеходы же чаще всего не несут ответственности за происходящее на дороге и абсолютно не берегут свою жизнь. Наши правила дорожного движения заточены под то, что «пешеход всегда прав». Всегда прав, но не всегда жив, к сожалению.
С приходом ноября проблем на дороге стало еще больше. Это связано с несколькими факторами: короткий световой день, позднее включение дорожного освещения, дожди и заморозки, а это значит – скользкое дорожное покрытие. А еще многие водители не определились, на какой резине лучше ездить – зимней или еще летней. И от этого тоже зависит очень многое. Например, скорость остановки и тормозной путь.
Самокатчики с дорог практически исчезли – холодно слишком, но пешеходов меньше не стало. Все надели куртки, шубы и пуховики, обмотались шарфами и шапками так, что лица не видно. А в российской действительности традиционно сложились «любимые» цвета. И все они темные, особенно у мужчин. Это сильно влияет на восприятие и реакцию водителей.
МУП «Тверьгорэлектро» освещение все еще включает по летнему времени. Отсюда образуется два очень опасных промежутка: утром, когда свет уже выключили, и вечером, когда его не включили. «Тверьгорэлектро» отвечает за время включения и отключения уличного освещения. Необходимо отметить, что не все электросети и светоточки Твери находятся в зоне ответственности МУП «Тверьгорэлектро». Предприятие занимается уличным освещением, руководствуясь исключительно муниципальным контрактом, заключенным с департаментом благоустройства и дорожного хозяйства Твери. Приложение к контракту содержит перечень улиц с линиями наружного освещения, которые обязано обслуживать «Тверьгорэлектро». А время включения происходит по графику, который меняется раз в неделю. Например, с 11 по 15 ноября в 16:50 освещение включали, а в 7:45 отключали. С 16 по 20 ноября график уже другой: свет будет гореть с 16:50 до 7:55. Жаль, что в районах Тверской области о таком графике не слышали. Скажу по собственному опыту, что, например, в Вышнем Волочке на некоторых улицах освещения нет ни в семь вечера, ни в десять…
В такой ситуации необходимо использовать светоотражающие элементы на одежде. Это стало обязательной нормой для водителей и пешеходов уже давно. Однако, несмотря на то, что это действует уже более трех лет, до сих пор значительная часть населения не обладает достаточными знаниями о необходимости использования светоотражающих деталей, принципе их действия и ответственности за несоблюдение действующего законодательства.
Напомню, что светоотражающие элементы необходимо прикреплять к верхней одежде, рюкзакам, сумкам так, чтобы при переходе через проезжую часть на них попадал свет фар автомобилей и они всегда были видны водителю. Пожалуйста, приобретите себе и своим близким, бабушкам и дедушкам, мамам и папам и, конечно же, детям, светоотражающие элементы и прикрепите их к одежде или сумкам. И лучше сразу несколько. Найти их сейчас не составит труда.
Но по законодательству использовать их нужно только в загородной местности. Видимо, считается, что в городах всегда и везде освещения достаточно.
Я, как водитель, тоже попадала в сложные ситуации за рулем. Несколько раз пешеходы начинали переходить дорогу в неположенном месте, и в темноте и темной одежде они буквально неразличимы. А света автомобильных фар не хватает, чтобы осветить все дорожное полотно. В итоге получается, что водитель видит пешехода только на середине дороги, и ему приходится выезжать на встречную полосу, применять экстренное торможение, рискуя войти в занос и распрощаться и с автомобилем, и со своей жизнью. И если человека на дороге не видно, то этот самый человек издалека заметит машину и может пропустить ее. Возвращаясь к началу, пешеход всегда прав, но не всегда жив.
Ульяна Вовчук
Правила безопасности для водителей в темное время суток:
- Не терять бдительность. Усталость и расслабленность водителя после трудового дня сильно влияет на ситуацию на дороге. Это те человеческие факторы, которые крайне негативно влияют на качество вождения и быстроту реакции водителя.
- Следить за состоянием световых приборов. Вы должны видеть хотя бы 20 метров дороги. Непосредственно темнота и ограниченная видимость, плохое освещение, узкий круг обзора, плохая видимость цветов и оттенков ночью – пожалуй, самый опасный фактор.
- Не ослеплять других участников движения. Когда яркость фар слишком высока или вы используете дальний свет, это мешает другим водителям. Также это может помешать и вам. Будьте готовы реагировать в такой ситуации и защитить себя от негативного воздействия.
- Перед поездкой обязательно проверьте, горят ли габариты, поворотники, дальний и ближний свет фар, фонари заднего хода, стоп-сигналы, противотуманные фары, подсветка приборной панели. Необходимо проверить работоспособность стеклоочистителей, а также уровень омывающей жидкости. Обязательно протрите боковые зеркала, ночью даже разводы на зеркале, которых не видно днем, могут значительно ухудшить видимость.
- Неровный ландшафт. Ситуация с ближним светом также не работает на подъемах и спусках: как бы вы ни соблюдали правила «приличия» на дороге и ни старались не навредить окружающим, на подобных участках дороги ослепление встречных водителей неизбежно. Помните об этом и будьте внимательны.
- Обязательно тормозите перед поворотом и проверяйте наличие пешеходов. В темное время суток вообще снижайте скорость как можно больше. Поверьте, лучше вы доедете позже, но невредимым. Безопасность всех участников движения – приоритет на дороге.