Правительство Тверской области радостно сообщает о возведении в Калининском округе масштабного логистического центра Wildberries, который потребует столько рабочих кадров, сколько сейчас в Твери и прилегающих населенных пунктах вряд ли найдется.
Новый склад обеспечит 7,5 тысячи рабочих мест на территории экономической зоны «Эммаусс». Займет он более 150 тысяч кв. метров и станет одним из крупнейших для компании. В каких условиях будут работать тверитяне на новом складе? Для того чтобы ответить на этот вопрос, «Караван» узнал у действующих работников склада Wildberries, в каких условиях они ведут свою трудовую деятельность. Все лица пожелали сохранить инкогнито.
– Расскажите, из чего состоит рабочий процесс рядового сотрудника тверского склада Wildberries.
– Моя должность называется «сортировщик». Суть работы заключается в том, чтобы сортировать товары по направлениям. На профессиональном сленге процесс сортировки одного товара называется «пик», потому что мы во время работы «пикаем» товары сканером. Смены длятся по 12 часов, хотя в объявлении о поиске сотрудников было указано, что график работы свободный. Зарплата сдельная.
– А каким образом она формируется?
– Зарплата зависит от коэффициента сортируемого товара. За сортировку одного товара можно получить от 1 рубля 10 копеек до 10 рублей. Количество заработанных за один «пик» денег зависит от типа товара: он может быть крупногабаритным, средним или мелким. Соответственно, за мелкие товары получаешь меньше всего денег, но в то же время за одну смену их можно «пикнуть» много раз и в сумме заработать больше, чем на крупногабаритных товарах. К тому же мелкие товары «пикать» безопаснее, ведь за испорченный на складе товар отвечает работник склада и платит штраф. Чем дороже испорченный товар, тем больше штраф. Как правило, крупногабаритные товары стоят дороже мелких, поэтому иногда с «крупняком» работать себе дороже.
– Сколько удается зарабатывать?
– Пожалуй, человек без опыта и без особых знаний за первый месяц сможет заработать 30 тысяч рублей. Однако в дальнейшем, пройдя адаптацию, уровень дохода должен повышаться. У нас в среднем ребята получают по 70 тысяч рублей в месяц, работая 2/2. Конечно, есть уникумы, которые выходят в дополнительные смены, не прерываются на обед или просто-напросто трудятся более эффективно, чем остальные. Они могут заработать и до 200 тысяч рублей в месяц. Все зависит от упорства и самодисциплины. Правда, как мне кажется, чем больше сотрудник впахивает на складе, тем сильнее страдает качество его работы. В результате этого возникают ошибки в логистике – товары теряются или ломаются, покупатели недовольны, а компания теряет деньги. Но, видимо, верхушка Wildberries может позволить себе такие издержки.
Одна из проблем для сортировщиков – это постоянная смена тарифов за «пики». Если на склад поступило мало товаров, то тариф понижают, а если его очень много, то, наоборот, повышают. На мой взгляд, это нелогично, потому что, когда нет товара, становится еще и меньше денег. В итоге ни работы, ни зарплаты. Правильнее было бы повышать коэффициент, когда товаров меньше, и понижать, когда их больше. Так зарплаты стали бы более стабильными.
– Различные отзывы о работодателе пестрят жалобами на невыносимые штрафы. Оправдано ли это?
– Штрафы за испорченные товары приходят каждый день. Разумеется, у работников постоянно возникают вопросы о правомерности этих штрафов. Иногда совершенно непонятно, где провинился сортировщик, потому что нас просто ставят перед фактом, мол, товар оказался испорчен на складе. При этом товар может быть испорчен и по пути от склада до пункта выдачи. Иногда сами покупатели химичат и, к примеру, незаметно портят товар в пункте выдачи, а прилетает сортировщику или переупаковщику, что, разумеется, несправедливо, но ничего с этим сделать не могут уже много лет. На мой взгляд, система штрафов явно не доработана.
– Рядовыми сотрудниками должен кто-то управлять. Расскажите, как проходит взаимодействие начальства с работниками склада.
– Начальство на всех складах разное. Тут работает такая система, что лучше с руководством дружить. Как правило, у рядовых сотрудников общение с начальством неформальное. Иногда просят обучать новеньких, хотя мы не должны этого делать. Часто приходится выполнять те задачи, о которых при устройстве на работу не было договоренности. Обучение рабочим задачам тоже формальное, по факту приходится учиться самостоятельно уже во время рабочего процесса. Бывало так, что через месяц работы кто-то выяснял, что до этого многие задачи выполнял неправильно. В то же время если ты в хороших отношениях с начальством, то можно и договориться о пропуске смены или помощи в списании штрафа. Системность во взаимодействии руководства и сотрудников – это то, чего не хватает компании.
Подготовила Алиса Вертолетова