
Сегодня одна из основных проблем для тверских инспекторов ДПС – несовершеннолетние на питбайках. Потому как такие водители могут представлять серьезную угрозу не только для себя, но и для других участников дорожного движения.
Сотрудники тверской ГАИ регулярно останавливают малолетних нарушителей за выезд на питбайке на дороги общего пользования.
Несмотря на то что их современные версии питбайков уже давно имеют достаточно мощные двигатели, чтобы считаться транспортным средством, у них нет важных для мотоцикла элементов, таких как зеркала, поворотники, световые приборы и прочее. Все это не позволяет с юридической точки зрения отнести их к полноценному транспортному средству, и они считаются спортинвентарем. А это значит, что на них можно ездить либо по специальным закрытым трассам, либо по лесной местности. Пытаться проехать по тротуару или обочине автомобильной дороги тоже нельзя, это является нарушением.
Но подростков такие ограничения не пугают, поэтому достаточно часто инспекторы ДПС сообщают об очередной остановке малолетнего водителя на тверской улице.
Взять тот же июль 2025 года. Патрульные остановили на Сахаровском шоссе 11-летнего питбайкера. Ему, чтобы получить возможность сдать на водительские права, по закону нужно ждать еще 5 лет, а он уже выехал на дорогу в качестве участника дорожного движения. Или, например, в поселке Новозавидовском Конаковского муниципального округа 13-летний водитель питбайка не выбрал безопасную дистанцию и попал в ДТП с автомобилем, в результате чего его пришлось везти в больницу.
«У нас с начала года произошло пятьдесят ДТП с участием мототехники. Причем именно с участием питбайков произошла пятая часть, то есть десять ДТП. Зачастую подростки и несовершеннолетние управляют этими транспортными средствами», – сообщил в июне этого года заместитель начальника управления ГАИ УМВД России по Тверской области Павел Власов. И еще пять аварий с питбайками произошло в июне – июле, и в каждом из них водитель был несовершеннолетним.
Почему питбайки так популярны?
Самое главное – статус питбайка. Из-за того, что это спортинвентарь, его не ставят на учет в ГАИ, на него не выдают ПТС и номерной знак, а для его эксплуатации не нужны водительские права. По сути, можно просто купить его, проверить на работоспособность, заправить и поехать. Удобно, не правда ли? А вот поедет ли водитель только туда, где ему разрешено, – остается на его совести.
Хотя цены на такое удовольствие могут быть далеко не детскими. Если тот же бывший в употреблении детский питбайк в среднем обойдется в 30–40 тысяч рублей, то вот «взрослые» версии уже стоят значительно дороже: ценовая вилка может варьироваться от 70 до 100 тысяч рублей, но в большинстве случаев купить подержанный питбайк можно за 70 тысяч рублей. И чаще всего именно родители покупают своим детям такие «игрушки» (хотя есть и подростки, которые сами зарабатывают). А теперь представьте, какие могут быть последствия, если питбайк, способный разгоняться до 80–100 км/ч, столкнется с автомобилем, грузовиком или с другой мототехникой? Будет ли на водителе в этот момент защитная экипировка, да и защитит ли она его от таких ударов?
Подросткам такая техника нравится, что неудивительно: она быстрая, может передвигаться по пересеченной местности, да и среди сверстников обладатели собственных транспортных средств в почете. Только вот все это будет играть роль до первого неудачного поворота и встречи с асфальтом. И это не угроза и не попытка заставить родителей перестать давать своим детям возможность управлять техникой.
Никто не запрещает взять подростку питбайк и ездить на нем вне дорог общего пользования, вдали от пешеходов и машин. Но перед подобной покупкой лучше несколько раз подумать и поговорить с ребенком, чтобы он понимал, что становится ответственным за безопасность не только себя, но и окружающих. Пусть учится водить питбайк, постигает азы вождения, получает в будущем водительские права и становится полноправным участником дорожного движения на полноценном транспортном средстве.
Никита Романов