С 5 по 7 апреля в Тверском театре кукол с большим успехом прошли гастроли Малого театра кукол из Санкт-Петербурга. На тверской сцене питерские артисты показали три разноплановых спектакля. Каждый из них – при полном аншлаге.
Почему-то в Твери бытует мнение, что театр кукол – это развлечение для детей. Нет, конечно, спектакли для взрослых там тоже ставят, но это исключение из правил. Например, до сих пор в афише Тверского театра кукол значится только один взрослый спектакль – «Фрида.Memoria». Его поставил петербургский режиссер Чакчи Фросноккерс (тверским зрителям он также известен по спектаклям всей семьи «Журавлиные перья» и «Про бабушек»). А ведь такое мнение – в корне ошибочно. И Малый театр кукол это прекрасно доказывает.
Независимый Малый театр кукол (МТК) в 2016 году в Петербурге создали Чакчи Фросноккерс и группа студентов разных курсов РГИСИ (раньше – ЛГИТМиК). Первые годы у него даже не было своего помещения, спектакли приходилось играть в разных залах. Однако это не мешало МТК осуществлять новые постановки, находить своего зрителя, гастролировать по России и другим странам. В конце 2022 года театр, наконец, обрел свой дом – на Лиговском проспекте неподалеку от Обводного канала.
Как рассказали артисты МТК, они ставят спектакли в первую очередь рассчитанные на взрослого зрителя. При этом в театре полная свобода творчества, здесь играют всё, что хотят. Поэтому в репертуаре небольшой труппы можно встретить спектакли, которые мы скорее, ожидаем увидеть в афише крупного драматического театра. Тверские гастроли в этом отношении оказались очень показательными. Питерские кукольники привезли к нам древнегреческую трагедию «Антигона. Миф» по пьесе Жана Ануя, написанной, кстати, в 1943 году в разгар Второй мировой войны, чеховскую «Чайку» и пикантные истории из «Декамерона» Боккаччо –сборника новелл эпохи ренессанса.
Первой тверитяне увидели «Антигону» в постановке заслуженного деятеля искусств Белоруссии Олега Жюгжды.
Напомним, что Антигона – дочь царя Эдипа, героиня древнегреческих мифов и трагедии Софокла. Она в братоубийственной войне за Фивы потеряла обоих братьев. Одного из них – Этеокла, защитника города, – царь Креонт (дядя Антигоны и отец ее жениха Гемона) с почестями похоронил, второго – бунтовщика Полиника – запрещает предать земле. Ослушавшегося ждет смерть. Антигона должна решить: что важнее, законы общечеловеческие или законы государства? Что правильнее: поступить, как велит совесть, похоронить брата и погибнуть, или пойти на компромисс, но остаться жить и сделать счастливым любимого? Антигона выбирает первое и погибает… Ее смерть не может пережить Гемон, а смерть сына – Эвредика, жена Креона. Царь остается один.
Образы в спектакле объемны и вызывают сострадание: Антигона – мечущаяся душа, она хочет жить, но из-за своих принципов идет на смерть. Креонт – любящий дядя и заложник своего положения, он не хочет казнить племянницу, пытается ее отговорить от совершения задуманного, но вынужден исполнить собственный закон. Гемон – легкомысленный весельчак, судьба которого оказалась предопределена. Хор – немного циничный и насмешливый рассказчик в строгом черном костюме, который иногда кажется олицетворением рока, иногда – сторонним наблюдателем за развертывающейся перед зрителями трагедии.
В спектакле прекрасны куклы с огромными печальными глазами, которые, кажется, смотрят прямо в душу зрителям, а артисты – их живое воплощение – живут на сцене жизнью персонажей. В сцене казни Антигоны в глазах Аглаи Жюгжда стоят слезы. И, кажется, она, действительно, готовится к смерти…
По накалу трагедизма чеховская «Чайка» в постановке Алексея Синицина и Чакчи Фросноккерса мало чем уступает «Антигоне», и страсти в спектакле тоже кипят нешуточные.
«Шампанское будет выпито, рыба поймана, чайка убита, ружье выстрелит, а твое сердце будет разбито, потому как одной душе не вынести столько чаяний и надежд неразделённой любви», – так в МТК описывают свой спектакль, называя его «типичный А.П. Чехов».
История о том, как застрелился сын артистки Аркадиной, в постановке Малого кукольного театра получилась немного смешной, немного странной и в результате очень грустной. Куклы в ней – альтер-эго героев, которых играют артисты. Они не умеют лгать и всегда честны, в отличии от героев-людей.
В спектакле хорошо обыгран фирменный чеховский юмор. Нина Заречная в нем не романтическая барышня, грезящая о театре, а бой-девица, которая и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет. Безнадежно влюбленный в нее Костя Треплев, наоборот, субтильный юноша, по-детски наивный и обидчивый. Маша – карикатурная пьяница, а Ирина Николаевна Аркадина – актриса с замашками прапорщика, которая постоянно играет придуманную для себя роль. Любит ли она сына? Любит ли Тригорина? Сказать сложно, она, скорее, играет в эту любовь.
Куклы и люди в спектакле постоянно меняются местами, и в конце концов становится понятно, что люди в этой истории – куклы, которые играют придуманные для себя роли. Что все они хотят любви и счастья, но не готовы к ним. Бояться их. Им проще страдать самим и заставлять страдать других.
Последним спекатклем гастролей стал «Декамерон» Боккаччо в постановке Чакчи Фросноккерса.
Спектакль рассказывает о любви. На сцене средневековье,за стенами замка, где укрылись герои, бушует чума. Истории о любви – самый верный способ забыть о страшной болезни, тем более, что в XIV веке еще не изобрели ни смартфонов, ни Wi-Fi. «Такой вот сторителлинг на выживание», – пояснял свою задумку режиссер.
На протяжении чуть более часа две монахини и монах развлекают друг друга и зрителей историями о любви всех сортов, типов и видов, историями по большей части комическими, но некоторые из них полны настоящего трагедизма. Повествование ведется весьма красочно и экспрессивно, иногда – с изрядной долей гротеска. Ну а куклы воссоздают все рассказанные сюжеты.
Зрителям здесь удается и посмеяться, и немного сконфузиться, узнавая себя в героях средневековых лавстори, и погрустить. Такой вот разноплановый спектакль получился. Разноплановый, как наша жизнь.
Ирина Мандрик
фото: Павел Бурыкин/ Малый театр кукол