Оцениваем качество дорог и общественного транспорта Твери
У жителей Твери много вопросов к дорожной инфраструктуре города. Например, какую пользу городу приносят светофоры с интервалом движения до 120 секунд и с выделенной фазой для пешеходного движения? Насколько успешно в Твери реализована реформа общественного транспорта и есть ли у нее слабые места? Нужно ли возрождать трамвай? Почему строительство высокоскоростной ж/д магистрали Москва – Санкт-Петербург может стать для Твери как шагом в развитии, так и путем к деградации? На эти вопросы мы искали ответы с федеральным экспертом по транспорту Михаилом Якимовым.
В Тверь всего на несколько дней приехал директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта, профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) доктор технических наук Михаил Ростиславович Якимов. Мне посчастливилось пройтись вместе с ним по центру Твери и обсудить вопросы, которые волнуют всех горожан.
«Мне понравился ваш город. Он очень уютный. Чувствуется, что его проектировали профессионалы. С точки зрения организации движения Тверь достаточно проста», – поделился первыми впечатлениями эксперт.
Оцениваем светофорное движение
Первая остановка нашей прогулки – перекресток улицы Советской и Тверского проспекта. Ждем зеленого сигнала почти две минуты, а потом в быстром темпе переходим на другую сторону улицы. Пешеходы идут во всех направлениях, поэтому приходится лавировать между ними, чтобы ни с кем не столкнуться. Такие мгновения напоминают дни города Твери, когда эта часть Тверского проспекта перекрыта для транспорта и наполнена веселыми горожанами.
«Четыре года назад вышли изменения в ГОСТе о технических средствах регулирования дорожного движения. Было предписано, что нельзя организовывать работу светофорного объекта так, чтобы в одной фазе регулирования было пересечение транспортных и пешеходных потоков, – рассказывает Михаил Якимов. – То есть для пешеходов выделили отдельную фазу. В Тюмени, Ижевске, Екатеринбурге, Москве и других крупных городах начали массово перенастраивать светофоры. Это привело к увеличению светофорного цикла и, соответственно, пробкам. Год назад эту норму смягчили. Многие города стали регулировать светофорное движение, как и раньше».
Михаил Якимов обратил внимание на то, что на пересечении Советской и Тверского проспекта нет дорожной разметки, которая позволяет пересекать перекресток пешеходам в любую сторону. Это нарушение Правил дорожного движения. По идее, каждый день на таких перекрестках можно фиксировать тысячи нарушений ПДД.
Эксперта очень удивил тот факт, что в Твери не только не отказываются от этой жесткой нормы, но и продолжают ее внедрять. Перекрестки с отдельной выделенной фазой для пешеходов в 2020 году появились во всех районах города. Загвоздка в том, что многие перекрестки ты не успеешь пройти наискосок за отведенные 18–30 секунд. Тут два пути: или бежать сломя голову, или перейти сначала по одному пешеходному переходу, подождать зеленого сигнала светофора 120 секунд, а потом продолжить свой путь.
«Все города уже отказываются от этой модели. Странно, что Тверь продолжает таким образом организовывать работу светофоров», – сказал Михаил Якимов.
Город, недружелюбный для пешеходов
Любопытство эксперта вызвал перекресток улиц Новоторжская и Трехсвятская. Чтобы от пекарни «Коржик» перейти перекресток и продолжить движение по Новоторжской, нужно ждать 120 секунд. А в это время пешеходный переход пустует почти минуту, пока машины стоят на свой красный, пропуская поток движения с улицы Новоторжской. Разумеется, десятки пешеходов просто переходят дорогу на красный сигнал светофора.
«Это очень серьезный звоночек. Обычно пешеходы очень редко переходят на красный. Если это происходит, значит, светофор настроен неправильно. Прокуратура на это должна обратить пристальное внимание», – считает Михаил Якимов.
Еще эксперта удивило то, что от улицы Трехсвятской через Новоторжскую всего один пешеходный переход. От Traveler’s Coffee на ту сторону дороги его почему-то не нарисовали, хотя люди, конечно, здесь ходят.
Михаил Якимов также обратил внимание на отсутствие в Твери пешеходного перехода через Тверской проспект по бульвару Радищева. По мнению эксперта, здесь можно установить светофоры и просто синхронизировать их с другими светофорами на Тверском проспекте. В этом случае пропускная способность ключевой магистрали Твери никак не уменьшится, а комфорт жителей Твери и туристов значительно возрастет.
Михаил Ростиславович также посоветовал установить на многих нерегулируемых пешеходных переходах центра Твери островки безопасности с отбойниками. Существуют варианты, которые можно установить, не повреждая дорожное полотно. Зато это позволит пешеходам чувствовать себя в безопасности при переходе дороги, особенно в часы пик.
Плюсы и минусы транспортной реформы
Михаил Якимов рассказал о том, что на многих всероссийских конференциях активно рекламируют для внедрения в города транспортную реформу Твери. В первую очередь эксперт приехал в Тверь, чтобы своими глазами увидеть ее работу и прокатиться на автобусах «Транспорта Верхневолжья».
Маленькая справка. Сейчас по Твери и пригороду курсируют 470 автобусов по 85 маршрутам. В 2020 году автобусы «Транспорта Верхневолжья» перевезли 3 млн пассажиров. Более 70% оплаты осуществляется безналичным способом. В «Верхневолжском АТП» работает около 1200 человек, из них водителей – 900.
«Тверь вслед за Великим Новгородом и Псковом передала полномочия по транспортному обслуживанию на уровень области. Региональные власти заказывают перевозки через брутто-контракты. У этого есть как плюсы, так и минусы. Плюс в том, что у субъектов больше финансовых возможностей. Например, бюджет Твери в семь раз меньше бюджета области. Минус состоит в том, что областным властям нужно решать глобальные задачи по развитию региона, поэтому они не всегда глубоко вникают в проблемы конкретного города», – говорит Михаил Якимов.
Главный плюс заключается в едином перевозчике, с которого область может требовать качество выполнения государственного контракта. По мнению эксперта, Твери подходят комфортные автобусы средней вместимости. Они ходят заполненными как в будни, так и в выходные. С помощью приложения можно удобно отслеживать расписание движения транспорта, чего в Твери раньше делать было нельзя.
Нужно ли Твери возрождать трамвай?
Михаил Якимов считает, что трамвай в Твери на тех маршрутах, на которых он был раньше, не нужен.
«Почему в Твери и городах раньше была развитая трамвайная сеть? Трамваи везли на работу и с работы людей, которые работали на градообразующих предприятиях, находившихся на окраинах. Когда структура экономики меняется, трамвай нужен уже не на окраине, а в центре. Но мне кажется, в Твери нет большого пассажиропотока, чтобы заполнить транспорт большой провозной способности на нескольких трамвайных маршрутах», – делится мнением Михаил Якимов.
Правда, я с этим выводом не согласен. Уверен, что в Твери можно сделать как минимум два успешных трамвайных маршрута – № 5 и 11. Главное, отделить трамвайное движение от общего потока. Трамвай может стать визитной туристической карточкой города, а также эффективным и быстрым средством передвижения.
Как можно улучшить работу общественного транспорта
Пока стояли на остановке «Тверской проспект» в сторону Заволжья, в приложении «Волга» мы насчитали 35 маршрутов, проходящих по этой улице.
«В Твери на площади 152 квадратных километра живет около 430 тысяч человек. А в Екатеринбурге на площади 468 квадратных километров живет более 1,4 млн человек. Так там через ключевые улицы проходит 14 маршрутов общественного транспорта. А у вас через Тверской проспект 33 маршрута! Пожалуй, для города с таким населением это всероссийский рекорд», – удивляется Михаил Якимов.
Один из основных критериев эффективности работы общественного транспорта – время нахождения каждого человека в транспортной сети. При его подсчете учитывается время подхода к остановке и ожидания транспорта, время движения по маршруту, время пересадки и ожидания другого автобуса, время поездки до нужной остановки и дохода до конечного пункта назначения. Например, до места учебы или работы. Так вот, в городах-миллионниках с площадью около 800 тысяч квадратных километров это время занимает 36–38 минут. Среднее расстояние одной поездки – 6–7 километров.
В Твери с учетом количества жителей и площади города среднее время нахождения в транспортной сети должно составлять около 6–8 минут, а средняя продолжительность поездки – 1,5 километра. Если транспортная модель очень хорошо отлажена, то эти цифры вырастут незначительно, даже с детальным учетом дорожной специфики Твери. Укладывается ли «Транспорт Верхневолжья» в эти расчеты?
«Пока транспортная система Твери далека от этих значений. В вашем городе 85 маршрутов – это очень много! В Перми, которая почти в шесть раз больше по площади Твери, всего 83 маршрута, а ведь там есть и автобусы, и трамваи. Даже не проводя детальный анализ, я обнаружил в Твери около 20 маршрутов, на которых автобусы ходят от трех до пяти раз в день. Интервалы между автобусами составляют до трех часов! Это очень неэффективно. Вечерние интервалы между автобусами в 30–50 минут на основных маршрутах – тоже знак неотлаженной работы системы, – считает Михаил Якимов. – При этом 470 автобусов вполне достаточно для Твери. Главное, их правильно распределить. А для этого нужно оптимизировать транспортную сеть. Вам нужна хорошо продуманная и синхронизированная между собой система пересадок. Я почти не увидел в Твери маленькие автобусы, которые должны довозить людей до магистральных улиц, откуда можно уехать в любую точку города».
Отметим, что правительство Тверской области планирует в 2021 году проанализировать маршрутную сеть города и предложить вариант ее оптимизации. Еще один возможный шаг по улучшению работы общественного транспорта – создание локальных выделенных полос для синих автобусов. Их можно делать в тех местах, где позволяет дорожная инфраструктура.
Высокоскоростная магистраль: плюсы и минусы для города
Мы много писали о том, что от строительства ВСЖМ Москва – Санкт-Петербург могут пострадать десятки деревень, поселков и дачных кооперативов. Остановка под Тверью пока планируется в деревне Курово, это в 30 километрах от Твери.
Михаил Якимов считает, что если остановка будет так далеко от областной столицы, то регион не получит никакой выгоды от магистрали. Остановку нужно делать рядом с Тверью, чтобы магистралью могли пользоваться местные жители и туристы, желающие приехать в Тверь.
«При проектировании высокоскоростной магистрали Москва – Казань во многих крупных городах остановку даже не запланировали. Эти города потеряли возможность быть включенными в новый виток развития транспорта. Надеюсь, Тверь избежит такой участи», – говорит Михаил Якимов.
Что касается возможного неудобства для жителей окраин, то современные технологии позволяют минимизировать шум от проходящих скоростных поездов. Но заложат ли строители магистрали такие материалы, чтобы действительно до минимально возможных значений снизить шум? Надеюсь, мы скоро получим ответы на этот и многие другие вопросы.
Андрей Сабынин
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс. Дзен» и заходите на сайт газеты «Караван. Ярмарка», где вы найдёте не только самые свежие новости и самую качественную авторскую аналитику, но и тысячи объявлений.