Тверские производители ищут доступ в сети
Найти тверские товары на полках крупных торговых федеральных сетей бывает очень непросто. Сети диктуют свои условия, которые способны выполнить не все компании. Представители сети «Магнит» и тверские производители встретились, чтобы услышать друг друга.
Предыстория вопроса
О том, что продукция тверских производителей незаслуженно вытеснена с прилавков магазинов, говорится уже лет десять. В начале 2010-х годов в Твери и области были еще свои крупные торговые сети. Но уже тогда бизнес региона активно говорил о том, что с каждым годом все больше теряет долю рынка в родной для него Тверской области.
Помнится, тогда даже было создано некоммерческое партнерство «Тверской продукт». Оно было призвано объединить тверских товаропроизводителей в переговорах с ретейлерами. С тех пор эта организация, не добившись видимых обществу успехов, канула в Лету, как и большинство тверских торговых сетей.
Им на смену пришли крупные федеральные игроки. У них свои жесткие стандарты, логистика и требования к поставщикам. Таким образом, многие производители нашего региона окончательно потеряли доступ в торговые сети.
Что есть тверского на полках «Магнита»
У торговой сети 280 торговых точек в Тверской области. Из них 201 магазин формата «у дома», 77 магазинов «Магнит Косметик», 14 – «Магнит Аптека» и 4 крупных семейных гипермаркета. Работает в «Магните» более 3200 сотрудников. В 2019 году торговая сеть заплатила в бюджет Тверской области 192 млн рублей, в первом полугодии 2020 года – 132 млн рублей.
В «Магните» утверждают, что 99% всех хлебобулочных изделий приходится на долю тверских производителей. В молочке доля местной продукции – 24%, в мясной гастрономии – 18%.
Четыре вопроса к «Магниту»
Татьяна Кременецкая, и.о. министра промышленности и торговли Тверской области, озвучила главные вопросы тверских производителей к «Магниту». Во-первых, чтобы зайти в сеть, поставщик должен снизить цены, что неизменно сказывается на качестве. Во-вторых, нет оперативной обратной связи от «Магнита», живого общения с категорийным менеджментом. Впрочем, это проблема взаимодействия со всеми федеральными торговыми сетями. В-третьих, ассортимент продукции поставляется в сеть ограниченно. В-четвертых, в магазинах «Магнита», особенно в районах области, не всегда чисто.
Наири Гарибян, директор Кимрского хлебокомбината, рассказал о том, что «Магнит» покупает у него всего 40 батонов в день: «Это смешные цифры, при этом мы получаем 10% прибыли от продажи, а вы 40%. Наш хлеб печется в старинных кирпичных печах по древним рецептам. Его вкус не сравнить с промышленным хлебом. При этом на полках «Магнита» можно встретить хлебобулочную продукцию, которая вызывает вопросы по качеству. Проверяете ли вы его? А главное, что до ваших руководителей почти невозможно достучаться. Порой ответа приходится ждать по два-три месяца».
Директор департамента по категорийному менеджменту Северо-Западного округа Татьяна Денисенко пообещала разобраться в ситуации. Она отметила, что компания недавно поменяла принцип работы. Теперь категорийные менеджеры по округу будут более доступными для личных переговоров. Их прямые телефонные номера были озвучены на встрече.
«Что касается повышения цен для производителей, то оно должно быть обоснованным. К тому же мы должны держать цены на среднем уровне по рынку, иначе мы проиграем нашим конкурентам», – пояснила Татьяна Денисенко.
Представитель ЗАО «Калининское» Дмитрий Петушков, напротив, доволен сотрудничеством с «Магнитом». Он рассказал о том, что в 2016 году в категории «Молочные продукты» более 70% занимали федеральные бренды. А сейчас на молочной полке более 50% местной продукции: «Главный вопрос – это автозаказ. На наш взгляд, электронная система «Магнита» работает не всегда корректно. Один магазин заказывает много продукции, и она не продается полностью, идет списание. В некоторых магазинах заказ маленький и продукции, напротив, не хватает».
Менеджеры «Магнита» пояснили, что большинство товаров, особенно с небольшим сроком годности (мясо, рыба, молочная продукция), закупается небольшими партиями. Для них нет торговых запасов внутри магазина. Все, что поставляется, сразу выкладывается на полки.
Выйти на всероссийский уровень
Сергей Мигулев, представитель Тверского мелькомбината, рассказал о том, что России в год нужно около 15 млн тонн муки. Официально производится 9 млн тонн. Значит, остальное делают серые поставщики.
«Нам трудно конкурировать с ними, мы используем качественное зерно, много денег вкладываем в качество и безопасность продукции. Серые мельницы используют фураж, налоги не платят. За руку их никто не поймает, – сказал Сергей Мигулев. – Мы огромное предприятие с 140-летней историей. Мы неоднократно подтверждали статус лучшей мельницы России, а не можем зайти на полки магазинов».
Сергей Мигулев вспомнил, что с 2010 по 2014 год мелькомбинат наращивал свои продажи через «Магнит» и достиг объемов в 12 тысяч тонн в год. В то время местные торговые сети охотно брали продукцию комбината. Более 60% бакалейных товаров тогда приходилось на долю тверских производителей. Теперь местных торговых сетей нет, а сотрудничество с «Магнитом» было прекращено.
«Мы пытаемся вернуть утерянные полки. Три месяца мы ведем переговоры с «Магнитом». Мы хотим, чтобы наша продукция была представлена по всей России», – отметил Сергей Мигулев.
В «Магните» пояснили, что сейчас их сеть разбита на округа. Если компания хочет поставлять продукцию в другие округа, нужно решать вопрос с менеджментом конкретного округа. Процесс не быстрый, но торговая сеть готова к переговорам. В «Магните» отметили, что сейчас уже закладывают договоры на 2021 год.
«Сейчас доля локальных поставщиков составляет более 7%, мы заинтересованы в расширении присутствия тверских производителей у нас на полке. Тверская область стала первым регионом Северо-Западного округа, где «Магнит» проводит торгово-закупочную сессию, это подтверждает наш большой интерес к локальным поставщикам. Мы очень довольны встречей, надеемся, что сегодняшние переговоры выльются в реальные новые контракты и расширение сотрудничества с действующими поставщиками», – сказала Татьяна Денисенко.
Президент Торгово-промышленной палаты Тверской области Владислав Шориков тоже остался доволен результатами встречи: «Торговые сети и производители заинтересованы друг в друге, так что я уверен, что общий язык будет найден. Например, будут внесены изменения в автоматическую систему закупок. Я считаю, что не стоит из нее полностью исключать человеческий фактор».
Вкусное Верхневолжье
Депутат Законодательного Собрания Тверской области, президент Ассоциации туризма Тверской области Ирина Шереметкер предложила тверским производителям объединяться, чтобы вместе продвигать свою продукцию торговым сетям.
«Мы должны с вами подтвердить качество нашей местной продукции, создать условия, чтобы им было выгодно принять нашу продукцию к себе на торговые полки, – сказала Ирина Шереметкер. – Я предлагаю вам принять участие в проекте «Вкус Верхневолжья». В его рамках при поддержке правительства области мы создадим общую систему продвижения местной продукции».
Андрей САБЫНИН
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс. Дзен» и заходите на сайт газеты «Караван. Ярмарка», где вы найдёте не только самые свежие новости и самую качественную авторскую аналитику, но и тысячи объявлений.