Для тверского общественного транспорта сейчас настали очень тяжелые времена. Государственный перевозчик вытесняет маршрутки, которые цепляются за жизнь, как могут. Но пока маршрутки оставляют послания о том, как им было «приятно» все эти годы возить пассажиров, тверской троллейбус, которому остались считанные дни, продолжает работать несмотря ни на что. Пока что «смерть» троллейбуса отложили еще на месяц – до конца марта. О том, как живет городской электротранспорт в свои последние месяцы, нам рассказал один из водителей троллейбуса.
«Придешь – а на воротах замок»
– Как обстановка на предприятии? Работа идет в штатном режиме или все опустили руки?
– Ну, работаем мы всегда в штатном режиме, предприятие наше все-таки социально значимое для города, и ежедневной задачей являлось поддержание выпуска на линию подвижного состава согласно расписанию. К сожалению, в последний месяц это не удается сделать так, как нужно. Например, еще в декабре выпускали на линию около 40–45 машин, сейчас же гораздо меньше.
В целом обстановка на предприятии не то что нервная, она больше тихая. Затишье и запустение. Людей почти не осталось, многие водители на новых автобусах уже работают, и с ремонтным персоналом у нас беда. Все уволились и перешли в «Транспорт Верхневолжья», осталось полтора пенсионера.
Лично по себе скажу, что на работе опускать руки просто некогда, напряженный ритм городской езды не дает думать о лишнем, о ситуации начинаешь думать уже вне работы. Тогда настроение падает, когда думаешь, что если не сегодня, то завтра придешь на работу – а на воротах замок.
– Много ли осталось водителей или все уже перешли в «Транспорт Верхневолжья»?
– Люди из водительского состава понемногу переходят на автобусы, кто-то уже там вовсю работает. Ну а кто-то еще только находится в процессе обучения на категорию D, некоторые, и я в том числе, все еще раздумывают о работе на автобусе.
Один из наших водителей, перешедший туда работать с троллейбуса, сказал, что он за два дня так устал, как здесь за 15 лет не уставал. Там сейчас специфика работы чисто маршруточная. Плюс туда пришли работать люди с бывших маршруток. Они работают по-своему. Не останавливаются там, где надо, зачастую кладут выручку себе в карман.
Тяжелее всего людям пенсионного и предпенсионного возраста, они много лет отдали профессии. Им теперь не найти работу, и они очень тяжело переносят сегодняшнюю ситуацию. Вот по этим людям видно, что они расстроены. Мы-то молодежь, нам проще гораздо.
Если бы троллейбусы и контактную сеть ремонтировали, можно было бы работать
– Одним из доводов закрытия троллейбусного движения называют плохое состояние контактной сети и подвижного состава. Это так?
– Троллейбусы, конечно, у нас далеко не новые, состояние некоторых машин весьма плачевное, но не весь подвижной состав в таком состоянии. Есть хорошие, новые машины. Тут многое зависит от ремонта и водителя. Если водительский состав у нас как может, так и следит за машинами, с ремонтом, конечно, беда, особенно в последнее время. Если сейчас случится серьезная поломка, то машину чинить не будут, а сразу поставят к забору. Многим машинам не хватало именно хорошего ремонта и качественного обслуживания.
Контактная сеть в удовлетворительном состоянии, есть места, где можно смело ехать в общем потоке автомобилей, не опасаясь за сход штанг токоприемников с проводов, ну а есть места, где сеть в плохом состоянии. Тут, конечно, нужно было давно начать проводить ремонтные работы, но теперь этого точно делать никто не станет.
– Были ли трудности в последние месяцы с зарплатой?
– Зарплату задерживают, но не всегда, да и задержки не столь критичные. Жить хоть и не на широкую ногу, но можно, по тверским меркам. Другой вопрос, что за те условия труда, которые у нас в данный момент, определенно нужно и оплату труда делать в других рамках. Но у нас в электротранспорте работают фанаты своего дела, основная масса людей сюда не за деньгами пришла, а по зову души, и если люди остаются, то это надолго.
Беседовал
Александр СЕЛЮК