В первых числах февраля Тверь неожиданно стала центром крупного религиозного скандала, который подсветили все не любящие православие блогеры – от атеиста Александра Невзорова до протодиакона Андрея Кураева. К вечеру минувшего понедельника о событиях в Твери начали рассказывать федеральные СМИ. Наш город стал символом реакционности, фанатизма и злобы.
ТвГУ выгнал научную конференцию
3 февраля православная церковь отмечала день памяти преподобного Максима Грека, который 20 лет находился в Твери в заточении за, говоря по-современному, статьи, обличающие русского царя в нечестивом поведении. Именно в этот знаменательный для города день Тверской государственный университет, нарушив все правила академической этики, за полчаса до начала отказал большой международной конференции в помещении.
Университет и Тверская митрополия значились среди организаторов конференции «Личность в истории православных братств: епископы, священники, миряне». Среди докладов был, например, доклад о роли в православных братствах тверского архиепископа Саввы (Тихомирова), 200-летие которого мы отметили в прошлом году, или об активном члене православных братств тверском губернаторе фон Бюнтинге, убитом озверевшей толпой во время революции 1917 года.
Почему университет отказал в проведении заранее согласованного мероприятия? Есть версия, что на и.о. ректора Людмилу Скаковскую надавили сверху. Известна близость к губернатору Игорю Рудене бывшего митрополита Виктора, очень не любившего активную православную интеллигенцию, которая сейчас входит в местное православное братство. Нынешний митрополит Савва, наоборот, поощряет активность мирян. Но Савва как нарочно оказался в отпуске.
В результате конференция все же началась – в помещении Боголюбского центра, которое принадлежит местному братству. Однако ученые из других городов все же ехали на академическую конференцию, и понятно, что они разочарованы. Секретарь Тверского епархиального управления игумен Борис (Тулупов) зачитал приветственное слово митрополита Саввы на открытии конференции, и официальный статус мероприятия не понизился. Хорошо, что было куда эвакуироваться!
«В борьбе за это»
В воскресенье, в день торжественного открытия конференции, местные православные решили продемонстрировать, что само понятие братства им чуждо. В кафедральном Воскресенском соборе чуть ли не митинг прошел, хорошо, что уже после литургии. Хотя мог бы и прямо посреди литургии случиться. Видео этого митинга, на котором участники пытались доказать, что «православие – это вам не хухры-мухры», теперь кочует по блогам тех, кто ненавидит РПЦ.
Митрополит Тверской и Кашинский Савва сначала благословил служить литургию на русском и отца Вячеслава Баскакова сказать проповедь о православных братствах. В богослужении должен был принять участие отец Георгий Кочетков, который с начала 1990-х годов занимается возрождением православных братств в России. В соборе планировалась установка памятной доски в честь тверского православного братства святого великого князя Михаила Ярославича, которое действовало в Тверской губернии с 1884 по 1916 год, открывая церковноприходские школы и занимаясь благотворительностью.
Но тут истинно православная община собора решила занять оборону против кочетковцев и написала воззвание, опубликованное блогером kalakozo. Воззвание подхватили и расширили тверские батюшки, мало что знающие о братствах, но твердо усвоившие во времена владыки Виктора, что это «секта какая-то».
В общем, сам Савва, чтобы еще раз не оказаться в центре раздора из-за «настоящего православного» церковнославянского языка, ушел в отпуск. Литургия служилась как обычно на церковнославянском. Однако народ был настроен подраться за свои убеждения и успокаиваться намерен не был. Наоборот, религиозный конфликт только раскочегаривался: и те, кто не знал о том, что «еретики» пришли, узнали. Старенькая монашка, прислуживающая в храме, в начале службы расцеловала отца Вячеслава Баскакова, поскольку знала его с юности и очень ему сопереживала. А уже после литургии она обзывала его «еретиком» и грозила кулаком. Как говорил Ян Гус старушке, подкинувшей полешко в костер, на котором его сжигали: «О, святая простота!»
«Богословие 1990-х»
Община Воскресенского собора боится, что собор захватят братья-кочетковцы, поставят настоятелем отца Вячеслава и заставят их молиться на русском. Это, конечно, чепуха на постном масле. Да, скоро кафедральный собор переедет в отстроенный заново Спасо-Преображенский храм, и владыка думал отдать Воскресенский собор расположенному рядом Христорождественскому монастырю (хотя куда монастырю такая махина, одно отопление сколько стоит!). Но кажется, сейчас митрополит настроен оставить все как есть. Разве что священников, которые служили в кафедральном соборе в очередь, наделил своими храмами. Когда я приехала к Воскресенскому собору, прихожане, которых я помню с самого начала 1990-х, по очереди давали интервью на неопознанную мною телекамеру. Я послушала, какие у них аргументы. «Епископ – самый главный, пресвитер – его представитель, а миряне должны молчать и ничего не решать, только слушаться». Любопытно, что при таком безусловном авторитете священноначалия нынешнего митрополита Савву они сегодня предполагали подвергнуть обструкции. С предыдущим владыкой Виктором эти люди даже не пытались вступать в диалог, поскольку Виктор такие формы общения не любил. В соборе могли служить явные содомиты и, уже точно, мздоимцы, и это никого не смущало.
А тут нынешний архиерей начал диалог с прихожанами, и прихожане решили высказать ему все накопившееся у них в головах «богословие». «Богословие» это имеет изначально порочное происхождение. Когда в 1990-е люди, абсолютно забывшие религиозную традицию, начали активно воцерковляться, примеров православия перед глазами было немного. Были лишь темные древние старушки, которые сумели пронести народную веру сквозь годы гонений просто по причине своей простоты и темноты (и «дресс-код» православных тетенек – платок и юбка в пол – именно от одежды деревенских старух позднесоветского времени), и попы с Западной Украины, ярким представителем которых был владыка Виктор, воспринимавший себя как ремесленника-требоисполнителя, такого специалиста по бытовой магии для тех же деревенских старух (отпеть, покрестить, освятить – словом, без лишней философии).
Предыдущему митрополиту Тверскому и Кашинскому Виктору «захожане» были нужнее, чем вдумчивые прихожане. И поэтому он боролся с местным православным братством всеми силами, произносил против них гневные проповеди, из которых тем, кто их слушал (а говорил Виктор очень невнятно, с сильным украинским акцентом), было понятно только то, что кочетковцы – это сектанты. Поскольку «богословие» 1990‑х подразумевает, что надо как можно меньше узнавать о чем-то подробнее, а читать можно только святых старцев и про чудеса, народ и не углублялся, что это за люди, которые иногда стоят в храмах с книжечками и следят за ходом литургии. Очень большая часть прихожан стоит на литургии, просто ничего не понимая, и принимает за благодать чувство физической усталости после непонятного действа. А эти, глянь, как нерусские, понимать хотят!
История православных братств, которой посвящена открывшаяся в Твери конференция, – это как раз попытка объединения мирян для большего понимания сути христианства. Для этого же и церковнорусский язык богослужения. Я была на такой русской литургии, когда ее служил владыка Савва, притом что я знаю и люблю, как и сам митрополит, литургию на церковнославянском, меня этот перевод ничуть не покоробил, все очень достойно и красиво. Православные всего мира служат на национальных языках, и только русские считают свой язык недостойным быть языком богослужения, используют искусственный язык, созданный Кириллом и Мефодием на базе староболгарского.
Дискуссию о богослужебном языке можно вести бесконечно. А теперь хочу сказать о том, что считаю своей личной бедой. В Воскресенском соборе сложилась община людей, пришедших в церковь тогда же, когда пришла я. Я часто ходила туда в начале и середине 1990-х, и почти все лица постоянных прихожан мне знакомы с тех самых пор. Но никогда, никогда эти люди со мной не здоровались! Помню, как-то случайно поздоровалась с одним очень знакомым с виду мужичком на улице, так он в ужасе отшатнулся. Начала вспоминать, откуда я его помню, вспомнила, что в один храм с ним лет десять хожу. Разговаривать, да еще как, эти мужички начинают только в одном случае. Несколько лет назад как-то ехала мимо Воскресенского собора и решила зайти на службу, но была в брюках и без платка («Лучше ведь зайти в храм, чем проехать мимо из-за брюк?» – подумала я). И вот тут-то один нестарый прихожанин мужеского пола на меня наехал так, что слабо не показалось. «Бабы в портках и простоволосые» – вот основное зло, с которым надо бороться. А вы говорите, любовь, братство, познание Бога…
Полемика вокруг происходящего на тверской религиозной ниве продолжается. В следующем номере мы планируем рассказать, что было дальше.
Мария ОРЛОВА