Customise Consent Preferences

We use cookies to help you navigate efficiently and perform certain functions. You will find detailed information about all cookies under each consent category below.

The cookies that are categorised as "Necessary" are stored on your browser as they are essential for enabling the basic functionalities of the site. ... 

Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

Православные святыни из подручных материалов

13.11.2024, 09:08

В Спасо-Преображенском кафедральном соборе Твери проходит выставка «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие». На ней можно увидеть фолежные иконы советских времен, созданные талантливыми мастерами-самородками.

Первый в России межрегиональный выставочный проект «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие» разработан в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. В 2024–2025 годах его увидят жители пяти городов. В Твери выставка проходит при участии Благотворительного фонда Тверской епархии по восстановлению порушенных святынь имени благоверного князя Михаила Тверского.

Первое, что ощущают многие посетители выставки, когда они входят в зал, – узнавание. Глядя на иконы, висящие на стенах, кажется, что где-то когда-то ты их уже видел. Но не в музее или в храме, а спрятанными за вышитой занавеской в красном углу в старом деревенском доме. И это действительно так. Тверитяне, детство которых пришлось на советские годы, могли видеть фолежные иконы, то есть самодельные, декорированные фольгой, в домах у бабушек и дедушек. Во многих семьях они хранятся и сегодня.

Художники-самородки создавали такие иконы из доступных им материалов и богато украшали, следуя по стопам древних мастеров, рассказал куратор выставки директор учебно-научного центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ профессор Дмитрий Антонов. По его словам, экспозиция, представленная в Твери, доказывает, что что и в непростые для христианства советские годы люди веры и искусства смогли не только сохранить, но и приумножить традиции Русской православной церкви.

«Ярким примером сохранения этих традиций являются иконы и предметы церковного культа, которые руками не мастеров, а духовенства и простых верующих создавались из подручных материалов в местах лишения свободы, как то: концлагерь на Соловках, дома инвалидов на Валааме, или для домашних алтарей и красных уголков», – пояснил Дмитрий Антонов.

Советские иконы – немые свидетели истории и судеб людей. Каждый экспонат, представленный на выставке, хранит в себе рассказ о вере, стойкости и мастерстве.

Фолежные иконы, созданные в разных регионах России, при всей своей узнаваемости разительно отличаются друг от друга, поскольку мастера отражали в них художественные традиции родных для них мест.

«Когда я только вошел в этот зал, у меня прямо сердце сжалось, потому что я отношусь к поколению 70–80-х годов. Мои детство и юность проходили именно в эти годы, когда перед глазами были именно такие иконы в деревенских домах, в тех деревнях, в которых жили мои бабушки, моя тетя, мой дядя. Они были совершенно разные, но создавались руками людей. У меня до сих пор в квартире в моем родном городе находится подобная икона Божией Матери, которая была дана в благословение моей маме на брак ее воспитывающей не родной, но ставшей для нее мамой», – рассказал митрополит Тверской и Кашинский Амвросий на открытии выставки.

Тверской архиерей также отметил, что, несмотря на всю кажущуюся простоту таких самодельных икон, сегодня что-либо подобное создать с нуля крайне сложно.

«Хотя они и выглядят очень просто, но на самом деле в них заложена и душа, и таланты, и мастерство людей, а самое главное – вера, – пояснил митрополит. – Перед этими иконами молились в самые тяжелейшие годы XX века. <…> И хранили они их подчас тайно, пряча в шкафах либо закрывая тканью, скрывая от посторонних глаз, потому что в то время это тоже было небезопасно, чтобы эти иконы видели в домах».

Начиная с конца 1980-х годов, когда гонения на церковь прекратились, искусство создания фолежных икон стало быстро теряться. Мастера умирают, иконы ветшают, их уничтожают. В результате мог безвозвратно исчезнуть целый пласт советской религиозной культуры, который только сейчас начали осмыслять как уникальное историческое и художественное явление. Выставка, проходящая в Спасо-Преображенском соборе, призвана показать тверитянам всю самобытность этого явления и вызвать интерес к нему.

Выставка продлится до 31 января. По воскресеньям в 15:00 кураторы проводят по ней экскурсии. В дни работы выставки также состоятся мастер-классы по обучению технике изготовления фолежной иконы.

12+.

Подготовила Ирина Мандрик

фото: tvereparhia.ru

97 0
Читайте также:
Лента новостей