Идет Страстная неделя, преддверие Пасхи. В эту неделю православные соблюдают особо строгий пост и выстаивают каждодневные тяжелые церковные службы.
Во всем мире количество верующих той или иной христианской конфессии определяется по числу причащающихся в Великий четверг – день, когда было установлено самим Христом таинство причастия. В России, которая гордится своей духовностью, количество православных измеряется по тому, сколько народу пришло освещать куличи.
Хоть 90% населения относят себя к пастве РПЦ, практикующих верующих среди них довольно мало. Несколько лет назад, например, широко обсуждались результаты опроса, из которого явствовало, что очень мало тех, кто называет себя на Руси православными, верят в воскресение мертвых и жизнь будущего века.
Не будем осуждать тех, кто пришел к Пасхе в последний час освятить куличи и крашеные яйца. Но это дает повод задуматься над дальнейшими шагами к Богу, пока есть время этой земной жизни, для таких шагов нам и данное.
Православие – это не бытовая магия, не ритуалы, которые мы совершаем, чтобы все в нашей жизни было хорошо. Оно как раз совсем о другом. Христос был казнен как опасный бунтовщик. Да и почти все его апостолы, основатели христианской церкви, обрели мученическую кончину именно как государственные преступники.
Как всегда, накануне Пасхи произошло большое искушение: из Киево-Печерской лавры изгоняют монахов УПЦ, подчиняющихся Московскому патриархату. Самостоятельная украинская церковь – ПЦУ последовательно отбирает храмы у УПЦ. Вот и до лавры дошло. В украинских церковных делах очень сложно не запутаться. Религиозная жизнь там бурлит сильнее, чем в России. И многие политики и журналисты «с той стороны», не понимают, что прихожане УПЦ – это довольно убежденные люди, не обязательно пророссийски настроенные.
Конфликт между двумя разновидностями украинского православия несколько напоминает упорство, с которым украинские власти борются с русским языком. Религиовед Ксения Лученко пишет, что сильным ходом сейчас было бы вступиться за УПЦ и запретить агрессию, направив усилия на продолжение объединительных встреч, которые проходили уже дважды и явно свидетельствуют о том, что до недавнего времени диалог был возможен.
А вообще, вся эта история идет из глубины веков. Когда пребывание в разоренном татаро-монголами Киеве присланного на Русь из Константинополя митрополита стало небезопасным, Москве удалось создать условия для жизни и работы святителя Петра (он был родом с Волыни), который и стал первым митрополитом Московским. В качестве постоянного места пребывания он, кстати, рассматривал и Тверь. Но князь Михаил Тверской посылал в Константинополь своего ставленника в митрополиты и не смог найти с Петром общий язык. Так центром русского православия стала Москва. И Церковь выстраивалась вместе с Московским государством, по его принципам. В середине двадцатого века эти принципы были еще раз пересобраны товарищем Сталиным.
Возможно, эта жесткая вертикаль устарела и начнет видоизменяться. И может быть, мы еще при нашей жизни увидим, как православная церковь становится конфедерацией независимых приходов. Мы еще много чего увидим (если доживем, конечно).
Мария Орлова
Это грех такое не только писать! Автор статьи явно призывает к расколу православия.