За час с небольшим режиссер Евгений Кочетков и артисты Тверского академического театра драмы стремятся рассказать знаменитую гоголевскую историю о художнике Чарткове, вплетая в нее живую музыку, стендап и интересные воспоминания актеров о своей жизни.
Премьера спектакля «Портрет» состоялась в конце сентября на новой сцене Тверского театра драмы. Напомним, что она была открыта в конце прошлого театрального сезона премьерой спектакля «Человек. Или тень». Когда-то это пространство было одним из репетиционных залов театра, а затем было принято решение сделать из него сцену для экспериментальных спектаклей.
Евгений Кочетков, главный режиссер Рязанского театра драмы, уже давно использует жанр сторителлинга в своих постановках. За три года работы художественным руководителем Воронежского ТЮЗа Кочетков поставил в этом жанре «Выстрел» по повести Пушкина, «Нос» по повести «Гоголя», «Воронеж – река глубокая» по одноименному роману Михаила Демиденко.
И вот новая проба – «Портрет» в Тверском театре драмы. Художником-постановщиком спектакля стал Николай Юдин. Костюмы для постановки создала Александра Тикунова, а видеоэффекты Дмитрий Мартынов.
В «Портрете» собран сильный актерский состав. В роли рассказчиков выступают Тарас Кузьмин, Геннадий Бабинов и Дарья Осташевская, которая отвечает еще и за вокал. Спектакль проходит под аккомпанемент Никиты Березкина и Константина Василенко, которые играют на синтезаторе и гитаре.
Сторителлинг переводится с английского как искусство рассказывать истории. Как обещают в анонсе спектакля, этот особый формат используется в современном импровизационном театре, стирая границы между артистами и зрителями, подключая эффект «внутреннего зрения».
В центре сюжета история молодого и талантливого художника Чарткова. Он на последние деньги приобрел необычный портрет старика в азиатских одеждах. Важная деталь. Гоголь с детства был увлечен живописью и, по воспоминаниям современников, неплохо рисовал. Повесть «Портрет» – это его осмысление творческого пути художника.
У вас когда-нибудь было ощущение, глядя на картину или фотографию, что глаза человека, изображенного на ней, живые и следят за вами? Именно такое чувство испытывал главный герой, когда принес портрет старика домой. Потом был странный сон. В нем Чартков увидел этого старика, который достал множество свертков с деньгами и разложил их по комнате. Видение исчезло, а на следующий день молодой живописец нашел в раме картины сверток с золотыми монетами.
Актеры объяснили, что по современному курсу речь идет о десятках миллионов рублей. И тут Геннадий Бабинов вспомнил историю о том, как его супруга актриса Екатерина Юркова нашла на съемной квартире большую сумму в долларах. Какой выбор сделали супруги, вы узнаете, посмотрев спектакль. Выбор Чарткова известен всем, кто читал повесть Гоголя. Художник взял деньги. Этот выбор стремительно изменил его жизнь. Чартков стал модным богатым живописцем, но постепенно все больше удалялся от мечты внести свой живой вклад в настоящее искусство, пробуждающее в людях все самое лучшее.
Особенность спектакля заключается в том, что ни один из актеров в полной мере не примеряет на себя роль Чарткова. Артисты рассказывают сюжет повести, вкрапляя в него занимательные истории из собственной жизни. А во второй части спектакля мы видим уже самый настоящий стендап. Актеры садятся на барный стул, берут микрофон и уже в роли Чарткова делятся со зрителями секретами модного художника.
Сценография спектакля предельно минималистична. Актеры сидят на трех желтых барных стульях, на заднем фоне видеоэкран. Одеты они в темные штаны, желтые и черные футболки и куртки. В таком стиле выступают многие стендаперы. В анимации на экране можно угадать портреты не только Гоголя, но и самих актеров, занятых в спектакле. Это еще одна отсылка к тому, что их истории тоже включены в повествование.
В целом такой необычный формат для театра драмы создает целостное впечатление. Складывается ощущение, что ты находишься в баре или в гостиной дома, в большой творческой компании. Идет живое обсуждение прочитанного произведения. Люди, пытаясь оценить поступки главного героя, вспоминают аналогичные истории из своей жизни.
Плюс такого формата в том, что в нем можно рассказать любое произведение, даже эту статью. Минус в том, что зрители глубоко не погружаются в эпоху, в которой живет главный герой, в его быт, чувства, мысли. Впрочем, для этого существуют более традиционные спектакли.
Премьерные показы «Портрета» пройдут в октябре и ноябре. Жаль, что на новой сцене всего 20 мест, поэтому постановку смогут увидеть далеко не все желающие.
Андрей Добронравов
Фото автора