В поселке Екатериновка, расположенном на побережье Иваньковского водохранилища в Конаковском районе, смогли устроить причал для сотни яхт и катеров, избежав при этом негативного влияния на нерест рыбы и сохранив естественные контуры берегов. Правда, для этого застройщику – ООО «Ритейл» – пришлось отказаться от согласованного ранее решения.
Как отмечает журнал «National Geographic Россия», концепция поселка Екатериновка предполагает создание индивидуальных причалов для каждого дома. При ее разработке пять лет назад предполагалось, что береговые сооружения будут построены самым распространенным способом – на винтовых сваях с заполнением бетоном. Тогда застройщик ООО «Ритейл» согласовал проект с Московско-Окским бассейновым водным управлением (МОБВУ). Поскольку намеченные земляные работы могли повлиять на фауну Иваньковского водохранилища, компания за свой счет провела компенсационные мероприятия – под контролем Рыбоохраны выпустила в Волгу несколько сотен мальков рыб. Однако впоследствии застройщик отказался от первоначального плана, решив пойти другим, более экологичым путём.
В августе 2020 года ООО «Ритейл» представило на согласование в МОБВУ и ФГБУ «Канал имени Москвы» новый концепт строительства причальных сооружений – на плавучих железобетонных понтонах.
«Это будет дороже, но такое решение не повлечет за собой рисков, которые могут возникнуть при использовании свай. Движение по Волге развивается, туристический поток растет, поэтому безопасность должна быть на первом месте. Ну и надо все-таки помнить, что за природу мы отвечаем не только перед контролирующими органами, но и перед будущими поколениями», – рассказал представитель ООО «Ритейл» Юрий Коробов.
Не секрет, что ежегодно свайные конструкции причалов и мостов становятся причиной десятков ледовых заторов на российских реках. В результате происходит подтопление населенных пунктов.
Понтонные конструкции позволяют избежать такого риска. Юрий Коробов рассказал, что плавучие причалы в Екатериновке будут убирать на зиму в защищённую бухту. Помимо угрозы паводка, эта технология решает ещё одну проблему.
«Установить причалы на их штатном месте можно будет только после окончания нерестового периода. Весной у нас будет природа в её первозданном состоянии. По сути, это такое дополнительное ограничение для людей, которые вспоминают о своих гидроциклах и катерах, как только сойдет лед, чего в принципе не должно быть», – пояснил представитель ООО «Ритейл».
Начальник отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Тверской области Юрий Смирнов согласен, что понтонные причалы имеют безусловное преимущество по сравнению со свайными.
«Любой лишний объект в воде, особенно если речь идет о нерестовом участке, – это помеха для путей миграции рыб. У свайных причалов, безусловно, больше минусов, чем у понтонных. Особенно, если на зиму понтоны будут забирать на берег», – уверен Юрий Смирнов.
Кроме того, при использовании свай причал строят рядом с берегом. Однако, чтобы судно с минимальной осадкой могло подойти к пристани, глубина должна быть не менее 1,5 метра. Соответственно, строители пригоняют экскаватор и начинают углублять дно, вычерпывая грунт вместе со всем, что попадется под ковш. Таким образом разрушаются места обитания и кормежки рыбы.
В то же время плавучие понтоны позволяют без проведения каких-либо земляных работ продлить причал от берега до места, где водоем имеет естественную глубину.
Юрий Коробов назвал еще одну причину, которая побудила ООО «Ритейл» к поиску оригинального решения для строительства причалов в Екатериновке.
«У Иваньковского водохранилища есть особенность. В летний период, впрочем, и в зимний тоже, уровень воды постоянно меняется. При этом все катера и яхты рассчитаны на определенную высоту причального сооружения. Если вода упала, стационарный причал может находиться на уровне головы человека в лодке. Ситуация, прямо скажу, небезопасная. Если уровень воды выше – то же самое», – пояснил представитель представитель застройщика. При использовании плавучих понтонов проектное значение высоты причала сохраняется при любом уровне воды.
Есть ещё один важный момент. Сегодня человек хочет иметь яхту или катер, а завтра это желание может исчезнуть. Демонтировать свайный причал непросто, продать его практически невозможно. В результате мы видим на наших реках и озерах настоящие кладбища брошенных причальных сооружений, которые десятилетиями ржавеют, портя экологию и пейзаж. В то же время понтонный причал можно либо спокойно продать, либо просто перевезти его на другое место.
В настоящее время в акватории Иваньковского водохранилища смонтировано более 300 метров причальных сооружений такого типа Это позволяет организовать стоянку до 100 маломерных судов без ущерба для жизнедеятельности обитателей Волги. Поскольку создание посёлка Екатериновка предполагает большое количество причалов и скопление маломерных судов, в ближайшее время ООО «Ритейл» совместно с государственными органами планирует разработать план безопасного движения в этой зоне, который в числе прочего должен обеспечить безопасное прохождение большегрузных лайнеров.