Когда на улице пасмурная погода и хочется чего-то радостного и светлого, почему бы не зайти на выставку в один из музеев Твери? Тем более что в настоящее время в городе можно посетить несколько экспозиций, на которых представлены работы из частных собраний. То есть увидеть их в другом месте и в другое время может и не получится: владельцы вполне могут отказаться предоставить для выставки принадлежащие им шедевры.
Два с половиной века религиозной живописи
Сразу две выставки в рамках проекта «Большое искусство – большой России», которые в Тверской области реализует Международная конфедерация коллекционеров, антикваров и арт-дилеров совместно с Тверской картинной галереей при поддержке правительства Тверской области и регионального Министерства культуры, проходят в Тверском императорском дворце. При этом часть экспонатов на них представлена широкой публики впервые.
Экспозиция «Русское религиозное искусство XVIII – второй половины XX века» состоит из 43 картин. Она посвящена художникам, которые в своем творчестве обращались к библейской и церковной тематике, создавали иконы и росписи храмов. На выставке представлены работы таких выдающихся мастеров русской школы живописи, как Илья Репин, Василий Поленов, Михаил Нестеров, Виктор Васнецов, Дмитрий Стеллецкий, а также произведения менее известных для широкого круга любителей искусства художников.
Выставка интересна тем, что, переходя от картины к картине, зрители могут увидеть, как развивалась отечественная религиозная живопись с момента, когда к началу XVIII века иконопись окончательно потеряла главенствующую роль в русском изобразительном искусстве, а ее место заняла светская живопись, сформировавшаяся под влиянием западноевропейских мастеров, до второй половины XX века. Создатели экспозиции не обошли вниманием даже авангард. Например, в нее вошла единственная сохранившаяся картина Людмилы Прудковской «Брак в Кане Галилейской».
Так что если вам интересно посмотреть на эскиз к картине «Дмитрий-царевич убиенный», который считается одним из самых поэтичных произведений Михаила Нестерова, или как выглядит авангардная черная Богоматерь в исполнении Марии Васильевой – то вам стоит заглянуть в восточную башню дворца. Ну а потом, если силы останутся, можно осмотреть и постоянную экспозицию Тверской картинной галереи.
От воеводы до Пушкина
Вторая выставка в рамках проекта «Большое искусство – большой России» – «Образы истории в русской кабинетной бронзе второй половины XIX – начала ХХ века» проходит в оранжерее Тверского императорского дворца. Уже из названия понятно, что на ней представлена бронзовая пластика (скульптура), одно из наиболее ярких и интересных явлений русской художественной культуры.
Всего в экспозицию вошло 63 уникальных произведения кабинетной бронзы. Как отмечают организаторы выставки, особенная притягательность русской художественной пластики второй половины XIX – начала XX века во многом определяется отчетливо выраженным национальным своеобразием. Художественные формы и методы для их претворения были различны, одно и то же историческое событие или персонаж по-разному представал в художественной трактовке разных скульпторов. Именно поэтому ведущим мотивом выставки является историко-художественная хронология: произведения экспонируются не по именам их создателей, а по историческим сюжетам.
В экспозиции, в частности, можно увидеть произведения, изображающие воинов далекого прошлого, в том числе уникальную скульптуру «Русский воевода XVII века» Ивана Ковшенкова, и казаков (очень популярная тема в те времена). Ряд работ посвящен историческим личностям и событиям, а также героям исторических романов. Ну а поскольку конец XIX века совпал с празднованием 100-летнего юбилея Пушкина и скульпторы не могли обойти это событие своим вниманием, то создание камерных скульптурных портретов поэта стало одним из главных направлений их работы. Это также нашло отражение в экспозиции. В общем, если хотите увидеть Ивана Грозного, «Переход через Балканы» (это один из героических и драматичных эпизодов Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. – Прим. авт.), а также Пушкина в разных вариантах, то вам стоит заглянуть в оранжерею. В ней, кстати, есть совершенно замечательный зимний сад.
Два академика и природа
В Музее живописи Валентина Сидорова «На теплой земле» до конца октября работает выставка «Два мастера русского пейзажа», посвященная творческому наследию двух выдающихся живописцев, двух академиков Российской академии художеств Алексея Грицая и его ученика Валентина Сидорова. Ее организовал Фонд культурного и исторического наследия Валентина Михайловича Сидорова. Многие работы экспонируются впервые. Выставку дополняют фотографии художников.
Всего в экспозицию вошло 39 работ, 28 из них принадлежат кисти Алексея Грицая. Это пейзажи средней полосы России, в основном осенне-весенние, несколько натюрмортов и один портрет, на котором изображены жена и сын художника. Представленные работы охватывают широкий период творческого пути Алексея Грицая, от 40-х до 90-х годов прошлого века. Глядя на его работы, ты словно погружаешься внутрь и начинаешь ощущать запах леса, лучи солнца, пробивающиеся сквозь деревья, и ветер бескрайних русских полей.
Вошедшие в экспозицию произведения Валентина Сидорова предлагают взглянуть на родную для художника тверскую землю через призму личных воспоминаний и философских размышлений. Верхневолжье для живописца – и постоянный источник вдохновения, и непреходящая любовь, и основа его внутреннего мира. Интересно, что на выставке представлены небольшие этюды мастера, а не большие полотна живописца. Последние можно увидеть в постоянной экспозиции музея.
Фотовзгляд бывшего вице-премьера
До 7 ноября в музейно-выставочном центре имени Лизы Чайкиной проходит фотовыставка «Я так вижу». Автором представленных снимков является Виктор Христенко, экс-глава Минпромэнерго, бывший вице-премьер России, муж нынешнего вице-премьера Татьяны Голиковой. В Тверской области Виктор Борисович известен как основатель и председатель совета Фонда возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря.
По признанию самого Виктора Христенко, свой первый снимок он сделал в пять лет. С тех пор он сменил десятки камер, его героями стали тысячи людей в десятках стран, городов и деревень. Однако до недавнего времени Виктор Борисович не выносил свое творчество на широкую публику, «Я так вижу» стала его первой персональный выставкой.
Название проекта автор объясняет так: «Я могу неделями ходить с камерой и не сделать ни одного снимка. Потому что смотрю и не вижу. А когда везет и я вижу, то начинаю несчетно палить кадры. Поэтому – «Я так вижу». Можно было бы добавить еще и «я так думаю». Мои работы – это продолжение моей мысли, но через фотографии».
Первыми выставку «Я так вижу» смогли оценить жители Санкт-Петербурга в 2021 году. Однако с тех пор экспозиция значительно расширилась. В Твери Виктор Христенко представил три коллекции снимков. На каждом из них – маленькая жизнь со своими заботами и радостями, трудностями и победами.
Первая серия снимков называется «Быть тореро» и посвящена легендарному испанскому тореро Пепину Лирии, с которым фотограф до сих пор поддерживает дружеские отношения. Виктору Христенко удалось передать сосредоточенность героя перед выходом на арену и огонь в его глазах при встрече с быком. В своих фотографиях он пытается дать ответ, что значит быть тореро, как это – балансировать на грани жизни и смерти?
Серия «Люди в городе» родилась из детской мечты Вити Христенко иметь волшебное зеркало, через которое одновременно можно увидеть всех людей на Земле. С помощью фотоаппарата он начал воплощать свою мечту в жизнь. В серии «Люди» собраны портреты, снятые им за десятки лет в разных городах мира.
Серия «+/? 90» (90 – это возраст) появилась после того, как два года назад Виктор Христенко начал ездить в экспедиции по российской глубинке. Там он снимает простых россиян в повседневной жизни. Поездки продолжаются, так что эту серию пополнят еще много новых лиц – молодых и старых, веселых и грустных, красивых и не очень.
Ирина Мандрик