В 2021 году в Твери впервые появились велошеринг и кикшеринг – прокаты велосипедов и самокатов, которые работают без оператора. В областную столицу зашли компании «Зеленый город» и BusyFly.
Как пользоваться велошерингом
«Зеленый город» открыл пункты велопрокаты в Твери, Краснодаре, Чите, Саранске, Майкопе, Оренбурге и Симферополе.
Взять велосипед напрокат очень просто. Для этого скачайте приложение «Зеленый город» и зарегистрируйтесь в нем. Включив геолокацию, вы сможете увидеть, какие велосипеды есть рядом с вами. Чтобы взять велосипед напрокат, нужно положить на счет приложения минимум 150 рублей. Есть несколько тарифов: базовый – 2,5 рубля/минута, безлимитный на 12 часов – 300 рублей и безлимитный на 24 часа – 400 рублей.
Велосипедов «Зеленого города» в Твери очень много. На улице Трехсвятская и бульваре Радищева их десятки. Особенность этого велошеринга в том, что у велосипедов нет отдельных стоянок. Их ставят прямо на тротуарах так, чтобы они не мешали пешеходам.
Отсканируйте через приложение QR-код на велосипеде, который хотите взять в аренду. Выберите тариф. Если на вашем счету достаточно средств, на велосипеде разблокируется замок на заднем колесе, и можно начинать поездку. Только перед началом аренды проверьте тормоза! На некоторых велосипедах они очень слабые. Выбирайте только тот транспорт, который полностью исправен.
Впечатления от велошеринга
У «Зеленого города» очень простые велосипеды, на которых нет скоростей, колеса прорезинены, то есть не имеют камер. Проколоть колесо невозможно. Велосипед имеет стандартный вес для такой модели – навскидку около 10–15 килограммов. Для сравнения: в Москве многие прокатные велики весят намного больше. Проверено личным опытом.
Ездить на велосипедах «Зеленого города» быстро не получится. Как я ни старался, не смог развить скорость выше 12 км/ч. Очень быстро крутя педали, я проехал 3 километра по городу за 20 минут. Впрочем, не стоит требовать от этого велосипеда скорости. Он удобен в первую очередь для неспешных прогулок по городу одному или большой компанией. Важно, что на велосипеде есть звонок, поэтому вы сможете проложить себе на нем дорогу, катаясь по оживленным тротуарам.
А вот на проезжую часть на таких велосипедах выезжать не стоит. На дорогах даже велосипедисты едут со скоростью в среднем 20 км/ч. Не стоит создавать потенциально аварийную ситуацию на медленном прокатном транспорте. К тому же у велосипедов «Зеленого города» большой руль, так что резко поворачивать на нем не получится. Зато они оснащены большими мягкими сиденьями, которые сделают поездку по кочковатым тротуарам Твери более комфортной. Еще есть крылья, которые позволят безопасно кататься в дождь по лужам.
Завершение поездки и общие впечатления
Достаточно оставить велосипед в разрешенной зоне и рукой опустить замок на заднем колесе. Плюс велошеринга от «Зеленого города» в том, что на их велосипедах можно ездить почти по всей Твери. Вы можете взять их транспорт у вокзала и оставить, например, на окраине микрорайона Юность.
Я оцениваю велосипеды «Зеленого города» на уверенную четверку. С удовольствием буду брать их в аренду, чтобы провести гостям Твери экскурсию по городу. Для каждодневного использования они не годятся. На них быстро не объедешь утренние и вечерние пробки. Я бы посоветовал «Зеленому городу» расширить модельный ряд и привести в наш город на пробу несколько скоростных велосипедов. Думаю, они бы пользовались хорошим спросом. А еще можно вводить недельные и месячные абонементы для постоянных клиентов. Например, заплатил тысячу рублей и можешь кататься 15–20 часов в любое удобное время.
Попытки угона
Велосипеды подобной модели стоят в магазинах около 6–10 тысяч рублей. Тем не менее транспорт «Зеленого города» уже пытались несколько раз украсть. Так, днем 5 июля были пойманы два подростка, которые пытались взломать замки велосипедов и скрыться на них в неизвестном направлении. А 9 июля взрослый мужчина просто взял велосипед с парковки и занес к себе домой на балкон. Противоугонная система помогла вычислить злоумышленника. А весной какие-то весельчаки запарковали прокатные велосипеды на козырьке подъезда многоэтажного дома. Удалось ли их найти, неизвестно.
Не пытайтесь передвигать велосипеды, которые стоят на стоянке, они тут же запищат, сообщая оператору и всем окружающим, что происходит попытка угона. Максимум что можно сделать, поднять велосипед, если он упал и перегородил дорогу пешеходам.
Кикшеринг – прокат электросамокатов
В начале лета в Твери пункт проката открыл международный кикшеринг BusyFly. Он работает в 67 городах России, Испании, Кипра, Италии, Украины, Беларуси, Армении, Азербайджана и других стран.
Чтобы взять электросамокат в аренду, скачайте приложение BusyFly, зарегистрируйтесь в нем и привяжите банковскую карточку. Взять самокат вы сможете только на стоянках. В Заволжском районе она всего одна – на бульваре Шмидта, у магазина «Авоська». Больше всего парковочных зон самокатов в центре города. Как правило, они просто стоят на обочине тротуара. Отдельных парковочных стоек у них нет.
Через мобильное приложение найдите свободный самокат, затем отсканируйте QR-код и выберите тариф. Есть поминутные и почасовые. Поминутный «Спорт» обойдется вам в 30 рублей за старт и 7 рублей за минуту. Зато вы сможете разогнаться до 25 км/ч. За часовой тариф вы заплатите 400 рублей. Поминутный «Драйв» со скоростью до 20 км/ч. будет стоить 30 рублей за старт, 6 рублей за минуту. Часовой тариф обойдется вам в 350 рублей. На тарифе «Эко» вы сможете разогнаться до 15 км/ч. В поминутном тарифе с вас спишут все те же 30 рублей за старт и уже 5 рублей за минуту. Оплата сразу за час составит 300 рублей. На всех тарифах есть возможность поставить аренду на паузу за 2 рубля за минуту, если вы остановились на долгом светофоре или вам нужно поговорить по телефону.
Первые впечатления от поездки
Я взял часовой «Спорт», чтобы максимально проверить эту «лошадку» в деле. Сначала чувствуешь себя неуверенно, потому что самокат разгоняется довольно быстро. Постепенно привыкнув к управлению, можно легко держать максимальную скорость – 25 км/ч. Тормоза работают достаточно хорошо. Советую сразу проверить их в деле, чтобы понять, какой у самоката тормозной путь на разных скоростях. Я понял, что самокату нужно 2–3 метра тормозного пути, чтобы со скорости 25 км/ч. полностью остановиться. Если просто перестать жать на газ, он через метров 50–70 потеряет ход почти до нуля.
Я катался 70 минут, проехав почти 17 километров. За это время у меня очень устали руки. Многие тротуары Твери не приспособлены для езды на самокатах. На ямах очень сильно трясет. А катаясь по улице Трехсвятской, можно понять, какая плитка скоро отвалится. Она от вибрации рикошетит обратно в колесо самоката. Звук «танцующей» плитки хорошо слышно по всей улице. Главное, не попасть в какую-нибудь яму (местами плитка раскололась) и замедлиться перед бордюрами.
Электросамокат плохо справляется даже с небольшими поребриками. Приходится останавливаться и перетаскивать транспорт вручную. Зато по ухабистым дворам Твери электросамокат проехал резво, оставляя за собой столб пыли.
Я прокатился по горсаду, парку Победы и ландшафтному парку на Тьмаке. Везде самокат показал себя хорошо. Даже в горки тянул достаточно резво, но, правда, подняться от парка на Тьмаке к Покровскому храму на нем я не смог. Но в эту горку даже на хорошем велосипеде забраться очень трудно.
Кстати, электросамокат даже на спусках держит скорость 25 км/ч. Больше на нем разогнаться не получится. К слову, скорость почти соответствует заявленной. Я проверил через специальное приложение свою скорость на протяжении всего пути. Она была ниже всего на 1–2 км/ч., чем заявленная.
Самокат я оставил в парковочной зоне у ж/д вокзала. Нужно сфотографировать сам самокат и его замок, чтобы приложение убедилось в том, что транспорт запаркован правильно.
Плюсы и минусы кикшеринга
Во-первых, плюс в том, что в Твери есть возможность погонять на электросамокате и понять, хочешь ли ты купить себе такой для постоянного использования. Во-вторых, самокаты достаточно хорошие и мощные. В-третьих, в Твери можно кататься в парковых зонах. В Москве, например, это запрещено. В-четвертых, поездка на электросамокате – отличная возможность провести быструю экскурсию для гостей Твери, а также организовать необычное свидание.
Теперь поговорим о минусах. Во-первых, цена за поездку довольно высокая, а на самих самокатах нет крепления для телефона и фары для езды ночью. Даже в Москве есть более дешевые прокаты электросамокатов со всем оборудованием. Во-вторых, дороги и тротуары Твери мало приспособлены для поездок на таком виде транспорта. В-третьих, оставить самокат после поездки можно только в определенных зонах парковки, а их очень мало. В огромном Заволжском районе она всего одна! В-четвертых, самокатов очень мало. В выходные за ними буквально приходится охотиться. Общая оценка – четверка с большим минусом.
Уверен, что все эти вопросы – зона развития кикшеринга в Твери. Еще один важный вопрос – безопасность. Сейчас водитель электросамоката имеет размытый статус на дорогах. Власти Москвы уже задумались о том, как упорядочить движение этого транспорта по городу. К этой теме мы еще вернемся.
Подготовил Андрей Сабынин