Трамвайное движение в Твери было «временно» остановлено 14 ноября 2018 года. С тех пор с дорог убрали почти все рельсы и распилили на металлолом большую часть подвижного состава. Губернатор Тверской области Игорь Руденя обещает восстановить трамвайное движение в городе, но дальше разговоров дело пока не доходит.
121 год назад первая линия длиной 6,3 километра связала Восьмиугольную площадь (сейчас площадь Ленина) с Морозовской фабрикой на Пролетарке и железнодорожным вокзалом. Перед развалом Советского Союза в Твери (тогда Калинине) было 18 маршрутов, а протяженность трамвайной сети составляла 40 километров. Это было самая развитая трамвайная сеть среди регионов Центральной России. Разумеется, без учета Москвы и Санкт-Петербурга.
После распада СССР начались серьезные проблемы. Большинство тверских трамваев были чешского производства, и запчастей для них в начале 90-х годов было не достать. Сотрудники трамвайного депо вспоминают, что приходилось покупать бывшие в употреблении запчасти в других городах. Администрация Твери денег на поддержание трамвайной сети не выделяла, и она быстро пришла в упадок.
К 2015 году в Твери осталось только пять трамвайных маршрутов – №№ 5, 10, 11, 13 и 14. Из-за развития частного общественного транспорта (а в городе было около 1000 маршруток) трамвай с каждым годом становился все убыточнее. Так, убыток МУП «ГЭТ», которое обеспечивало трамвайное и транспортное обслуживание города, только за 2014 год составил космические 331,7 млн рублей! Из-за аварийного состояния путей трамваи часто сходили с рельс, провоцируя ДТП. Всем запомнился дрифт трамвая на Новом мосту 21 мая 2012 года.
В 2015 году администрация решила вдохнуть в трамвайную сеть новую жизнь. При поддержке регионального бюджета было выделено более 90 млн рублей на закупку трамваев CityStar у ПК «Транспортные системы», которые работают на базе Тверского вагоностроительного завода. Всего было куплено восемь новых трамваев. Были выделены 50 млн рублей на ремонт трамвайных путей. Показательно, что восстанавливали старые, а не клали новые рельсы. Все эти меры не спасли трамвайное движение, которое «временно» приостановлено уже почти четыре года.
«Нам говорили, что восемь вагонов CityStar находятся в законсервированном виде в депо на Соминке, но никто не знает об их реальном состоянии. Открыто не говорят, что оставили по одному трамваю Tatra и KTM. Вроде как для музея. Остальные распилили на металлолом, в том числе 10 вагонов КТМ, которые нашему городу подарили в 2016 году. Они были б/у, но в достаточно хорошем состоянии», – рассказывает Кирилл Булычев, руководитель сообщества «Тверской транспорт».
Губернатор Игорь Руденя время от времени заявляет о том, что трамвайное движение будет восстановлено в современном виде. Сначала глава региона обещал восстановить четыре маршрута, потом снизил планку до двух – № 5 и 11. В Твери многие активисты мечтают восстановить трамвайное движение, поэтому посылают множество писем в правительство региона и администрацию Твери. И получают всегда стандартный ответ: «Вопрос восстановления трамвайного движения в города Твери находится на контроле правительства Тверской области. Министерством транспорта региона осуществляется взаимодействие с федеральными органами государственной власти в целях определения механизма восстановления трамвайного движения в городе Твери с использованием поддержки федерального бюджета».
Никаких сроков и другой конкретики не называется.
В апреле 2022 года были объявлены города России, в которых за счет федеральной программы комплексного развития городского электрического общественного транспорта обновят 700 километров трамвайных путей и закупят 600 новых трамваев. Тверь в их число не вошла.
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин предложил осенью 2022 года в рамках парламентских слушаний обсудить вопрос развития городского электротранспорта. Твери туда даже ехать не с чем. План восстановления трамвайного движения даже не опубликован. Непонятно, чего конкретно хотят сделать власти области и Твери. Хотя в сентябре 2021 году Вячеслав Володин приезжал в Тверь и в рамках своего визита посещал ПК «Транспортные системы». И тогда Игорь Руденя заявлял о скором начале восстановления трамвайного движения.
«Мы еще при мэре Твери Юрии Тимофееве предлагали властям свою концепцию. Мы в нашем сообществе считаем, что нужно запускать трамваи как магистральный вид транспорта. Это позволит разгрузить дороги, пустить автобусы на другие маршруты, увеличить транспортную доступность и качество перевозок, – говорит Кирилл Булычев. – На наш взгляд, актуально связать трамвайным движением Заволжский район и микрорайон Южный, а также разгрузить Пролетарку. Посмотрите с утра на заполняемость автобусов. Люди не могут в них влезть, а из-за того, что автобусы ходят достаточно редко, жителям Твери приходится долго стоять на остановках».
В сообществе «Тверской транспорт» считают, что трамвай в Твери должен ходить по новым рельсам и по выделенным полосам. Необходимо установить трамвайные светофоры, которые позволяют электротранспорту не стоять на обычных. Такой подход реализован на некоторых трамвайных маршрутах Екатеринбурга и Санкт-Петербурга. Разумеется, нужно модернизировать трамвайное депо в Твери и продумать такую систему оплаты, чтобы водитель не отвлекался на прием наличных денег.
Но Игорь Руденя об этом не говорит. Недавно он в интервью журналистам тверских государственных СМИ рассказал, что оставшиеся и заросшие ржавчиной и травой выделенные сети могут быть использованы для создания выделенных полос для автобусов или велодорожек.
В сообществе во «Вконтакте» «Тверской транспорт: трамвай, троллейбус, автобус» провели опрос на тему: «Как использовать выделенные транспортные полосы?». В нем приняло участие более 1000 человек. Более 74% опрошенных проголосовали за возвращение трамвая. Вторым по популярности с 12% стал вариант «Сделать выделенные полосы для автобусов».
Игорь Руденя не спешит выполнять свои обещания, а жители Твери тоскуют по трамваям. И тоска это увеличивается, когда ты приезжаешь в Смоленск, Ярославль и другие областные центры, где трамвайное движение живо и даже медленно, но развивается.
Трамвай – это часть души Твери. И когда его не стало, Тверь потеряла частичку своей идентичности, поэтому жители города все еще надеются, что трамвай в обновленном виде воскреснет и все-таки вернется на улочки Твери. Да, в этом случае тебе вряд ли попадется счастливый билетик, потому что система оплаты будет уже автоматизирована, но главное, что ты сможешь быстро и без пробок доезжать из одного района Твери в другой.
Андрей Сабынин
фото: tvernews.ru, администрация Твери, Мария Орлова