МУП «ПАТП-1» в Твери прекращает существование
МУП «ПАТП-1» в Твери в ближайшие дни будет реорганизовано в общество с ограниченной ответственностью. Ему перейдет троллейбусное депо по адресу: набережная реки Лазури, 9а, все его движимое и недвижимое имущество. К концу лета ООО передадут в собственность областного правительства.
Кто платит людям зарплату?
На прошлой неделе стало известно о том, что сотрудники МУП «ПАТП-1», которые трудятся в троллейбусном депо, каждый рабочий день приходят на работу, но вынуждены сидеть без дела.
В Тверской городской думе нам пояснили, что в ПАТП-1 сейчас числится около 200 сотрудников, но на работу приходят порядка 50 человек. Известно, что часть из них занимается утренними развозами сотрудников крупных предприятий, с которыми у МУП заключены договоры. Чем занимается персонал ПАТП-1 в течение дня, неизвестно. В социальных сетях пишут, что людям запрещают покидать производственную базу в рабочее время.
В Тверской городской думе пояснили, что зарплата сотрудникам МУП платится за счет субсидии из областного бюджета, то есть город не тратит денег на содержание пока еще своего предприятия.
Дело решенное
Кто-то может недовольно воскликнуть и подумать, что город в очередной раз бесплатно отдает области лакомый актив. Но это не совсем так. Тверская городская дума еще в декабре 2019 года приняла решение передать право на организацию пассажирских перевозок на территории города в ведомство области. За ним последовало решение преобразовать МУП «ПАТП-1» в ООО с последующей передачей нового юридического лица городу. В связи с пандемией коронавируса реализация плана затянулась.
Станислав Петрушенко, председатель постоянного комитета по транспорту и жилищно-коммунальному комплексу Законодательного Собрания Тверской области, сообщил нашему еженедельнику, что МУП превратится в ООО уже в начале июня. Его передача городу со всем имуществом займет два-три месяца. Дальше область уже решит, как им распорядиться.
«Сейчас база автобусов «Транспорта Верхневолжья» находится на улице Шишкова. Автобусы, выходя в рейс, проезжают много «пустых» километров. Иметь свою базу в центре города оптимально с точки зрения пассажирского обслуживания Центрального и Московского районов», – считает Станислав Петрушенко.
Что ждет сотрудников МУП
По нашим данным, еще в прошлом году в ПАТП-1 работало порядка 800 человек. Кто-то нашел новое место в «Транспорте Верхневолжья» – за рулем новеньких синих автобусов можно встретить бывших водителей троллейбусов и трамваев.
Станислав Петрушенко рассказал о том, что в ООО «ПАТП-1», скорее всего, оставят порядка 50 человек. Они будут выполнять договоры на перевозку, заключенные с коммерческими предприятиями. Остальным предложат новую работу в первую очередь в «Транспорте Верхневолжья».
«В том, что сейчас люди сидят без работы, нет ничего страшного. По Трудовому кодексу сотрудникам в случае простоя должны платить 2/3 от среднего заработка, – пояснил Станислав Петрушенко. – Если их права будут нарушены, мы в Законодательном Собрании готовы разобраться в каждой конкретной ситуации».
Незавидная судьба троллейбусов
Контактная сеть в Твери почти полностью снята, поэтому «рогатым» просто некуда ехать. Напомним, что троллейбусы появились в Твери в начале мая 1967 года. Первый троллейбусный маршрут соединял поселок Химинститута и площадь Гагарина.
До своего 53-го дня рождения троллейбус не дожил всего месяц. Последний рейс троллейбус № 2 совершил 13 апреля этого года. В Твери до закрытия работало четыре троллейбусных маршрута: № 2, 3, 4 и 7. Для сравнения: в 1991 году в Твери было 18 трамвайных и 12 троллейбусных маршрутов.
Большой части подвижного состава более 15 лет. Новенькие троллейбусы «Тролза» разных моделей поступали в Тверь в 2012 («Тролза-Мегаполис» – шесть штук) и 2015 годах («Тролза-Оптима» – три штуки). В 2017 году новенький «Тролза-Адмирал» с автономным ходом порядка 15 километров обкатывался на улицах Твери, однако городом так и не был закуплен. «Адмиралы» вскоре появились в Севастополе.
Что будет со старыми и относительно новыми троллейбусами? Их сдадут в металлолом? Продадут по дешевке? Оставят до лучших времен?
Последнее маловероятно. Станислав Петрушенко отметил, что возвращение троллейбуса – очень дорогое удовольствие, которое город не потянет. Возможно, в будущем появятся электробусы, которые активно в своей транспортной системе начинает использовать Москва.
Ставка на синие автобусы
Главным и единственным перевозчиком в сфере общественного транспорта в Твери остался «Транспорт Верхневолжья». Напомним, что мажоритарным акционером с 51% акций предприятия является правительство Тверской области.
«Все деньги, которые платят пассажиры, поступают напрямую в правительство области. Перевозчик получает плату за выполнение государственного контракта. Работа принимается ежемесячно. Учитываются количество пройденных километров, соблюдение мер безопасности, выполнение графика, чистота автобусов и другие параметры», – пояснил Станислав Петрушенко.
Председатель постоянного комитета по транспорту и жилищно-коммунальному комплексу Законодательного Собрания Тверской области считает, что объективно качество работы «Транспорта Верхневолжья» можно будет оценить не раньше сентября. Формирование новой транспортной модели завершилось в апреле, но потом случилась пандемия коронавируса, из-за которой пришлось корректировать работу транспорта.
Кстати, очень интересно, как государственный контракт регулирует вопросы резкого снижения числа рейсов из-за форс-мажорных обстоятельств и будет ли признана таким обстоятельством пандемия коронавируса. Ведь перевозчик рассчитывал на определенное число рейсов, а значит, и на определенную оплату.
Возвращение трамваев
По оптимистичному сценарию трамваи могут вернуться в Тверь в 2023 году. Планируется восстановить маршруты № 5 и 11. Протяженность трамвайных путей города составит 23 километра. Об этом журналистам рассказал замминистра транспорта Тверской области Сергей Верхоглядов.
Планируется реконструировать депо на Соминке, закупить новые трамваи и заменить старые рельсы бесшумными. Всего по Твери будет ходить порядка 30 трамваев, причем они будут минимально пересекаться с проезжей частью.
Профинансировать проект могут государственная корпорация «ВЭБ.РФ» и «Межэкономбанк». Станислав Петрушенко подтвердил тот факт, что между госкорпорацией «ВЭБ.РФ» и правительством Тверской области шли активные переговоры о совместном проекте восстановления трамвайного движения в Твери.
«Госкорпорация «ВЭБ.РФ» была очень заинтересована в реализации проекта. Документы планировалось подписать в середине 2020 года, но вы сами видите, что вся экономика находится в подвешенном состоянии, поэтому о будущем этого проекта пока рано говорить», – подчеркнул Станислав Петрушенко.
Осенью правительство региона подведет первые итоги внедрения новой транспортной реформы. Возможно, к этому сроку судьба тверских трамваев станет ясной.
А пока в возрождение трамваев верится с трудом. О его былом величии напоминают только рельсы, которые остались на немногочисленных выделенных полосах. А это значит, что для возвращения трамваев придется снова перекопать улицы Благоева, Горького, Тверской проспект и проспект Чайковского. Дело это небыстрое и очень затратное.
Андрей Сабынин