Как агрегаторы пользуются дырками в законе
Уже более полугода житель Твери пытается разобраться, кто на территории региона регулирует деятельность агрегаторов такси. Рассказываем о результатах этого исследования и о том, как в других регионах решается эта задача.
Кто отвечает за перевозку?
Вокруг темы законности работы такси сломано уже немало юридических копий. Еще в начале нулевых годов привычные таксопарки стали уходить в прошлое. И уже тогда власти разграничивали службу заказа такси и непосредственно саму перевозку легковым такси, которую оказывает водитель. И получалось, что службы заказа такси всегда аккуратно снимали с себя ответственность. Мол, не мы перевозим пассажиров, мы только оказываем информационные услуги.
Но на деле всем было понятно, что именно служба заказа заключала договоры с водителем, рекламировала себя как такси, заключала с пассажиром договор на его перевозку. Этой правовой коллизией активно воспользовались интернет-агрегаторы. Известны случаи, когда водители попадали в ДТП, а агрегаторы пытались уйти от ответственности, мотивируя это разными причинами. Правда, суды все чаще встают на сторону простых водителей.
Логика суда понятна. Именно агрегаторы рекламируют себя как такси, выдают пассажиру электронные чеки, а значит, оказывают услуги по перевозке пассажиров. Но в законе эти нормы прямо и конкретно еще не прописаны. Мы уже рассказывали о том, что новый закон «О такси» пытаются принять уже много лет. Новая редакция была внесена в Госдуму РФ в декабре 2019-го. Создается четкое впечатление, что существующая ситуация правовой неопределенности кому-то очень выгодна. В этой сфере крутятся огромные деньги.
У региона нет полномочий
Житель Твери Игорь, который и сам работал на разных агрегаторов такси, решил выяснить, кто на уровне региона отвечает за работу служб заказа «Яндекс.Такси», «Везет», «Максим» и «Таксовичков». Его переписка с правительством Тверской области, министерством транспорта региона, прокуратурой и Роспотребнадзором длится уже более полугода.
Министерство транспорта сообщает, что в полномочия ведомства входит государственный контроль за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, установленных требований, и осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок в форме документарных и (или) выездных проверок перевозчиков.
То есть министерство может проверять только тех, у кого есть разрешение, и тех, кто перевозит пассажиров без него. Дальше интереснее: «На территории Тверской области службы заказа такси «Яндекс.Такси», «Везет», «Максим», «Таксовичков» оказывают информационные и посреднические услуги в сфере перевозок автомобильным транспортом, фактически не осуществляют деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси».
В связи с этим у министерства отсутствуют полномочия по проведению проверок в отношении служб заказа такси.
То есть агрегаторы работают на территории Тверской области, устанавливают свои тарифы, заключают договоры с таксопарками и водителями, осуществляют десятки тысяч перевозок в год, но их деятельность проверить не может никто! Более того, зарегистрированы эти агрегаторы в Москве (а чаще в офшорах). Было бы интересно узнать, сколько и куда налогов они платят. Ясно, что в бюджет Тверской области не перепадает ничего.
А дальше еще интереснее. В своем ответе Министерство транспорта Тверской области утверждает, что в действующем законодательстве отсутствуют нормы, которые обязывают агрегаторов ежедневно проверять у водителей наличие разрешений на работу. А главное, закон не запрещает передавать заказы водителям, у которых разрешений нет вообще.
Как Минтранс ловит нарушителей
В ответе областного правительства сообщается, что совместно с ГИБДД региона проводятся регулярные профилактические рейды. В этом году их прошло уже более 30. Недавно нарушителей поймали в Торжке и Ржеве. Поймано шесть водителей, которые осуществляли таксомоторные перевозки, не имея на то никаких разрешений. У них изъяты орудия совершения правонарушения – их машины, составлены протоколы.
Но все понимают, что это смешно и грустно одновременно. Каждый день в Тверской области на линию выходит более 300 таксистов, и все документы есть у единиц. А зачем они нужны, если агрегатор их не требует, а власть никак не может это проверить?
В Москве и Санкт-Петербурге есть информационные системы, которые отслеживают работу всех такси двух главных мегаполисов страны. В специальном сервисе видно, какой водитель взял заказ и есть ли у него разрешение на работу. Все происходит в автоматическом режиме. И если Москва и Санкт-Петербург нашли управу на агрегаторов, то почему этого не могут сделать власти Тверской области?
Насколько безопасны такси
В начале апреля Минтранс Тверской области выпустил приказ, в котором обязывает проводить межрейсовую дезинфекцию транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров автомобильным, железнодорожным транспортом, в том числе легковым такси. Компании должны каждый день направлять в министерство ведомости о выполнении дезинфекционных работ.
Но происходит ли это на деле, когда легальных такси в регионе почти нет? Известно, что тверские таксисты сами по мере сил обрабатывают салоны своих автомобилей, но насколько правильно они это делают? Защищает ли такая дезинфекция от коронавируса? На эти вопросы пока нет ответов.
Андрей Сабынин