В этом году исполнилось 145 лет со дня рождения замечательного русского художника К.Ф. Юона. Работы Юона являются, несомненно, украшением коллекции любого музея. Тверская картинная галерея может гордиться тем, что имеет в своем собрании произведения этого замечательного мастера кисти.
Константин Юон — художник яркой творческой индивидуальности. Живописец, график, он был одним из организаторов «Союза русских художников» — творческого объединения начала ХХ века, развивавшего традиции левитановского «пейзажа настроения». Юон, как и многие мастера «Союза», обращался к мотивам русской провинциальной жизни, поэтизировал образы крестьянской России.
В связи с увлечением французским импрессионизмом сложилась яркая и сочная живописная манера художника. Жизнеутверждающей является каждая его картина.
Тверской период в творчестве художника
Жизнь и творчество художника тесно связаны с тверским краем. Еще в период ученичества им написаны многие виды Тверской губернии: «В парке. Петровское. Тверская губерния» (1897), «Березы. Петровское. Тверская губерния» (1899), «Пейзаж с церковью» (1890). «Дыхание» природы мы ощущаем в одном из таких ранних произведений, как «Пруд в селе Петровском» (без датировки), находящемся в собрании тверской галереи.
Надышаться родиной
После трагических событий 1905 года Юон уезжает за границу. Но все его помыслы были связаны с Россией. Возвратившись домой, он едет в Тверскую губернию и Ростов Великий — художнику хотелось вновь насладиться привычными, вдохновляющими красотами русской провинции, «надышаться родиной».
Самыми важными в творческом отношении станут нижегородское путешествие 1911 года и поездки по старинным русским городам 1913-1916 годов, в число которых вошел и Торжок. В архитектуре Торжка, он найдет особое очарование и создаст картину «В провинции. Город Торжок» (1914).
В одном из экспозиционных залов Тверского императорского дворца находится небольшое полотно из серии картин «Ноктюрны», изображающих ночную Москву. Называется оно «Москва. Сад Эрмитаж». Мы видим одно из самых романтических мест в Москве. Прогуливающаяся аристократия начала ХХ столетия, городской сад, освещенный разноцветными фонарями, наполняют произведение блоковской интонацией.
Одним из творческих откликов К.Ф. Юона на великие события, связанные с революцией 1917 года, были картины на фантастические темы символико-аллегорического характера, отразившего романтическое восприятие художником революционных событий. Среди этих работ и «Люди будущего»
(1929), которую также можно увидеть в экспозиции тверской галереи. Субъективно прибегая к символике в образной форме, художник утверждает возможность реализации человеческих мечтаний. Это поэма о мощи человеческого гения, идущего на завоевание новых миров.
Юон был не только талантливым живописцем, но и графиком. «Графические черты» можно найти почти в любой картине Юона, но есть у него и вещи, которые являются полностью графическими произведениями. К таковым относится, в частности, его рисунок «Эстонец» (1914), находящийся в собрании тверской картинной галереи. Это портретное изображение одного из современников.
Творчество Юона оказало значительное влияние на русскую живопись во 2-й половине ХХ века. Его яркие, декоративные архитектурные пейзажи, праздничные народные гулянья, революционные парады и демонстрации, зимние пейзажи всегда будут привлекать живописностью и жизнеутверждающим видением мира.
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс. Дзен» и заходите на сайт газеты «Караван. Ярмарка», где вы найдёте не только самые свежие новости и самую качественную авторскую аналитику, но и тысячи объявлений.