
В 2025 году должна начаться реставрация одного из самых известных творений известного русского архитектора Николая Львова на тверской земле – дворцово-паркового комплекса XVIII века «Усадьба Знаменское-Раек» в Торжокском районе. На возрождение тверской жемчужины, созданной русским Леонардо да Винчи, выделили 2,9 млрд рублей.
Архитектура и гений места

В настоящее время старинная усадьба, которая считается шедевром мировой архитектуры и входит в предварительный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, лежит в руинах. Однако уже к концу 2027 года она должна возродиться. О том, что ждет Знаменское-Раек, журналистам и представителям общественности рассказали директор Всероссийского историко-этнографического музея (ВИЭМ) Ирина Жукова, директор Музея архитектуры имени А.С. Щусева кандидат искусствоведения Наталья Шашкова, архитектор-реставратор сотрудник Межобластного научно-реставрационного художественного управления Ирина Калугина и генеральный директор ООО «Парковая реставрация» Ольга Дробнич.

Напомним, что в 2022 году усадьба Знаменское-Раек, которая является объектом историко-культурного наследия федерального значения, была передала в оперативное управление ВИЭМ. Это позволило музею начать разрабатывать планы по использованию памятника и привлечению туристов. Однако дело это не простое: архитектурной жемчужине нужно не просто вернуть былой блеск, но и вдохнуть в нее вторую жизнь, то есть решить, в каком качестве она предстанет перед посетителями.
Ирина Жукова напомнила, что историко-этнографический музей был создан в Торжке в 1988 году при поддержке академика Дмитрия Лихачева. Как оказалось, еще тогда ему должны были передать некоторые из бывших дворянских усадеб. В их числе – Никольское-Черенчицы, родовое имение Львовых, и усадьба Знаменское-Раек, которую Лихачев предлагал сделать первым в России музеем истории дворянского усадебного быта.

С тех пор прошли десятилетия, музеев дворянского быта в нашей стране открылось уже множество, делать из Райка еще один – музейщикам из Торжка было не интересно. Поэтому в ВИЭМ решили пойти другим путем.
«Мы решили посвятить будущий музей архитектурному наследию Львова и палладианскому стилю как явлению русской культуры, – рассказала Ирина Жукова. – Также мы намерены обозначить локальную историю усадьбы, так называемого гения места, рассказать, с какими личностями она связана».

По словам директора ВИЭМ, из вещей, входивших в исторический интерьер Райка, сохранилось одно кресло, оно отреставрировано и, конечно же, будет в экспозиции. Также в нее войдет рояль середины XIX века, недавно приобретенный музеем, подобные некогда звучали практически во всех дворянских гнездах. Однако сотрудники музея не намерены пытаться воссоздать усадебный интерьер: каким он был, никто точно сказать не может.
Впрочем, в будущей концепции музея это и не предполагается. За ее основу взят принцип работы Музея Палладио в итальянской Винченце: рассказать историю архитектуры не как историю зданий, а как историю людей, которые их придумали и построили и которые в них жили. Так, в новом музее найдется место истории усадьбы, рассказу о Николае Львове как о русском Леонардо и о владельцах Райка – Федоре Глебове, генерал-аншефе, сенаторе, герое русско-турецкой войны, и его супруге Елизавете Стрешневой, последней представительнице старинного боярского рода Стрешневых. Именно благодаря любви Федора Ивановича к жене появилась усадьба. Еще одной темой будущей экспозиции станет усадебный парк, который в XVIII веке создавался по образу лучших примеров садово-паркового искусства.

«В Музее Палладио мне понравилась идея музея в движении. Современная музейная технология позволяет периодически менять программное обеспечение, содержание экспозиции, каждый раз внося что-то новое. И мне понравилась идея музея-лаборатории. Николай Львов был настолько многогранной личностью, что мы можем объединять в новом музее совершенно разные сферы нашей жизни, каждый раз опираясь на одну из граней его гения», – пояснила Ирина Жукова.
Забывать советский период усадьбы также не будут. Наталья Шашкова предложила создать фильм о том, как использовался Раек с 1917 года до начала XXI века. Правда, здесь есть некоторая проблема: доподлинно неизвестно, что располагалось в усадьбе с 1925 по 1949 год. Чем не тема для историков?


От интерактивных выставок до свадеб
Директор особо отметила, что в ВИЭМ хотят, чтобы музей в усадьбе Знаменское-Раек не только сохранял и популяризировал архитектурное наследие Львова, но и стал центром культурной жизни Тверской области и соседних регионов. Поэтому в него войдут выставочные залы, конференц-зал и зоны для проведения культурных мероприятий. Новый музей будет включать в себя элементы интерактивности и мультимедиа, что позволит привлечь новую аудиторию. В нем будут проходить образовательные программы и продолжится традиция проведения музыкальных фестивалей.
Для туристов в Райке собираются открыть кафе и даже небольшой отель-бутик в дворцовом стиле на два номера.
«История усадьбы – это история любви, это история необыкновенного уважения, необыкновенных отношений Федора Глебова и Елизаветы Стрешневой. И мы уже сейчас чувствуем запрос на проведение торжеств, связанных с семьей. Это не только свадьбы, но и семейные праздники, и мы думаем, что это будет очень актуально и востребовано», – пояснила Ирина Жукова.


Почти 3 миллиарда и 3 года
На реставрацию усадьбы Знаменское-Раек из федерального бюджета выделили 2,9 млрд рублей. Финансирование идет в рамках программы «Семья» национального проекта «Культура». Реставрационные работы должны пройти в максимально сжатые сроки – предполагается, что новый музей в усадьбе появится к концу 2027 года.
«Важно таким образом подойти к работе, чтобы не нарушить тонкой грани подлинности, – отметила директор Музея архитектуры имени А. В. Щусева Наталья Шашкова. – Раек должен быть комфортен для посетителей, но при этом необходимо максимально бережно и внимательно сохранить исторические следы. Тем более памятник архитектуры позволяет лучше изучить идеи и замыслы автора, показать конструктивные инженерные решения Львова».


Архитектор-реставратор Ирина Калугина рассказала, что, несмотря на все перипетии XX века, когда в усадьбе располагались колония, госпиталь, детский лагерь, профилакторий завода «Центросвар», здания находятся не в самом плохом состоянии. В главном доме, например, сохранились фрагменты росписей на стенах и потолке, сделанных талантливыми крепостными мастерами, причем некоторые из них в хорошем состоянии.
«Изначально задуманный Львовым ансамбль сохранялся до 1870 года, когда усадьба была продана Дубасовым. Они провели в главном доме большой ремонт, в частности переделали главную лестницу», – рассказала Ирина Калугина. Но самый большой урон, по ее словам, усадьбе нанесла «реставрация», проведенная в 1960-х годах. Тогда было утеряно многое, например выброшены старинные двери, снят паркет.
«Известно, что в парадной столовой висели 24 портрета царских особ. При реставрации 1960-х годов они пропали», – продолжила Ирина Калугина. Нужно ли делать их копии, чтобы не остались пустые места на стенах, еще предстоит решить.
Однако нынешние реставраторы не остались без приятных находок. При обследовании зданий несколько старинных дверей удалось найти. Также в одном месте они раскрыли небольшой кусок изначального паркета. Он, конечно, очень поврежден, но, как обещала Ирина Калугина, его постараются сохранить.


Реставрация ожидает и усадебный парк. В настоящее время в нем сохранились два дерева, посаженных еще при Глебовых – Стрешневых, – сосна и дуб. Последний, кстати, был первым деревом парка, его уже в XVIII веке называли патриархом. Известно также, что при усадьбе был яблоневый сад и, возможно, огород.
По словам Ольги Дробич, прежде чем начать восстановление парка, необходимо установить предметы охраны, то есть те особенности объекта, которые надо обязательно сохранить, которые являются подлинными. И сделать это надо как можно быстрее.
«При восстановлении парка, конечно, нужно восстановить яблоневый сад и каскад прудов, – продолжила Ольга Дробич. – Подобный опыт у нас есть, мы восстанавливали каскад прудов в Василеве, которые также проектировал Львов».
И конечно же, будут восстановлены дорожки, по которым в XVIII–XIX веках бродили владельцы усадьбы и их гости.


Справка
Строительство усадьбы Знаменское-Раек началось летом 1787 года. Место для нее выбрали в излучине реки Логовежи. Архитектором выступил Николай Львов. Строительство шло 12 лет.
Усадьбу прозвали «ожерелье для Елизаветы», так как формой она напоминала украшение, которое Федор Глебов подарил жене: круговая колоннада из почти 200 колонн – цепочка, четыре флигеля – ограненные алмазы, парадные ворота – замок, главный дом – кулон.
Планировка усадьбы основана на изученной Львовым архитектуре Андреа Палладио, итальянского зодчего позднего Ренессанса, основоположника стиля палладианство.
Классицистическое течение палладианства основано на возрождении и переосмыслении античных традиций. Оно строится на знаменитой «Триаде Витрувия» или «трех законах» архитектуры: firmitas, utilitas, venustas – прочность, польза, красота.
Усадьба Знаменское-Раек включена в предварительный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. На данный момент большинство построек усадьбы находятся в руинированном состоянии, это не позволяет включить их в окончательный список ЮНЕСКО.
Кстати, в предварительный список объектов всемирного наследия в Тверской области также входят усадьба Никольское-Черенчицы и памятники архитектуры в Арпачеве, Василеве, Горницах, Переслегине, Прямухине и Торжке.
Ирина Мандрик
фото автора