
В Государственную думу внесен законопроект, который может изменить ассортимент товаров на полках магазинов. Если его примут, сети больше не смогут продавать готовую продукцию, а полки на четверть заполнятся местными товарами, заместив собственные торговые марки популярных магазинов. Но главное – государство впервые планирует ввести прямое ограничение наценки на все товары.
6 ноября 2025 года группа депутатов направила в Госдуму проект федерального закона, в котором предлагают внедрить новые меры по регулированию торговли. Инициатива направлена на борьбу с инфляцией, поддержку местных производителей и обеспечение безопасности еды. Ожидается, что закон вступит в силу не раньше 1 сентября 2026 года.
Законопроект предполагает сразу несколько изменений в сфере розничной торговли продуктами, и самый значимый пункт инициативы – введение потолка торговой наценки. Магазинам запретят продавать товар более чем на 30% дороже его закупочной цены. Более того, они будут обязаны раскрывать цену производителя прямо на ценнике. По задумке депутатов, это позволит покупателям видеть, сколько магазин накручивает на каждый товар.
Кроме того, законопроект полностью запрещает изготовление готовой еды (кулинарной продукции) непосредственно в торговом зале. Это означает конец отделам кулинарии, где готовят выпечку или жарят курицу. Инициаторы ссылаются на многочисленные случаи массовых отравлений, как, например, в Улан-Удэ осенью 2025 года, где пострадало 165 человек, большая часть из которых дети.
Авторы инициативы предлагают улучшить условия по развитию локальной продукции регионов. Поставщикам – малым и средним предприятиям – сети будут обязаны платить быстрее: не позднее чем через 25 дней после поставки. Кроме того, крупные сети обяжут отдать под товары от местных производителей из того же региона не менее 25% своих полок. Таким образом, депутаты хотят помочь производителям избежать кассовых разрывов, а также увеличить разнообразие локальных брендов фермерской продукции.
У крупных сетей, как известно покупателям, есть товары, которые производятся под собственными торговыми марками (СТМ). Чтобы сделать рынок более конкурентным, предлагаемый закон ограничивает долю таких собственных торговых марок до 25% от всего ассортимента.
Магазинам также предлагается запретить продавать продукты, у которых срок годности истекает в течение 24 часов. По задумке авторов закона, это должно сократить риски покупки некачественных товаров.
Причина инициативы и риски
В пояснительной записке депутаты отмечают, что крупные торговые сети завышают цены и извлекают из этого выгоду, подстегивая инфляцию. Также подчеркивается, что инициатива соответствует поручениям президента по поддержке малого бизнеса и сельхозпроизводителей.
Несмотря на благие цели, законопроект несет в себе и серьезные риски. Первая проблема – обратный эффект. Искусственное ограничение наценки может привести к противоположному явлению: сети начнут закупать более дешевые и менее качественные товары. В то же время производители, лишенные стимула, могут сократить инвестиции в развитие продукции. Да, цены, может, и станут ниже, вот только вместе с ними упадет и качество.
Вторая проблема – цены. Продавая свои торговые марки, сети не тратятся на рекламу. Таким образом, бренды от местных производителей могут вытесняться федеральными и широко рекламируемыми товарами. Они чаще на слуху у потребителей и имеют более высокий кредит доверия. Местные предприниматели в такой позиции как будто попадают между молотом и наковальней.
Вот только сокращение доли собственных торговых марок может привести к росту цен. Это связано с тем, что именно продукция СТМ сегодня часто выступает главным драйвером ценовой конкуренции в магазинах. Она позволяет держать сниженную цену на фоне другой продукции (в том числе товаров от крупных брендов), заставляя сторонних производителей вкладываться в улучшение своей продукции или предлагать что-то новое на рынке, чтобы оправдывать свою стоимость. Получится ли у региональных предприятий занять все освободившиеся полки своими товарами по соразмерной цене, чтобы конпенсировать уход СТМ?
Риски снижения качества товаров, возможного роста цен из-за сокращения доли СТМ и незаполнения освободившегося пространства требуют внимания во время проработки инициативы. Кроме того, представленный законопроект идет вразрез с интересами крупных ретейлеров. Сети, в которых присутствуют СТМ и отделы кулинарии, вряд ли будут молчать, они направят запросы на смягчение положений с собственными аргументами и мнениями на этот счет. Пока же судьба законопроекта остается под вопросом: впереди – дискуссии, обсуждения и возможные изменения.
Никита Романов
