В Тверском театре драмы поставили яркую патетическую комедию в честь 200-летия драматурга Александра Островского, которое будет отмечаться в 2023 году.
Спектакль режиссера Александра Павлишина с первых минут погружает зрителей в загадочную и манящую атмосферу творчества. Перед нами открывается актерское закулисье, в котором кипят нешуточные страсти и плетутся интриги, искренняя любовь к театру соседствует с выгодой, честное служение с предательством, чистота и красота с пошлостью.
В постановке Александра Павлишина минимум декораций, очень интересная сценография и пластический рисунок. Так, режиссер активно использует движение поворотного круга главной сцены. Здесь между выстроенными кругом стульями время от времени гуляет, размышляя о своей судьбе, главная героиня Александра Негина (Дарья Осташевская). Эти же стулья превращаются в сцену театра антрепренера Гаврило Мигаева, где служит талантливая и бедная актриса. И в это же пространство стульев и скрытых смыслов уходят многие герои, когда на авансцене разворачивается главное действие.
В спектакле также много других интересных сценических приемов. В некоторые особо важные моменты актеры надевают микрофоны, а эффект их голосов усиливается с помощью эха. Активно используется и видеоэкран. На нем оживают письма, которые Александра Негина читала от влюбленных в нее мужчин. А еще в спектакле много песен в исполнении Дарьи Осташевской, Дарьи Плавинской, играющей актрису Нину Смельскую, и Алексея Майского (ему досталась роль антрепренера Мигаева). Актер Борис Михня, который в роли помощника режиссера и бутафора Мартына Нарокова читал стихи и отрывок из «Короля Лира» Шекспира.
Словом, режиссер удачно подобрал актерский состав. Часто возникало ощущение, что артисты играют самих себя. Наблюдать за каждым из них очень интересно!
Видно, что Александр Павлишин очень любит эту пьесу. «Караван» писал, что этюды из нее он разбирал еще во время учебы на режиссера в ГИТИСе и вот, наконец, смог воплотить в жизнь задумки, которые начал обсуждать ее со своим мастером и, конечно, обогатил со своей постановочной командой. Кстати, в спектакле можно найти отсылку к еще одному учителю Александра Павлишина – народной артистке России Вере Ефремовой, которая руководила театром драмы на протяжении 47 лет и ушла из жизни в июне 2021 года.
Актриса Александра Негина в своем бенефисе играет роль Ларисы Дмитриевны из «Бесприданницы». Эту пьесу Вера Ефремова ставила в театре драмы в 1992 году.
Александра Негина выбирает между любовью и карьерой. Актер Никита Бахметьев исполнил роль Петра Мелузова, жениха юной Негиной. По задумке режиссера между Петром и Александрой сильная, искренняя любовь, но на первом показе спектакля она не чувствовалась. Казалось, что Негина относится к Петру как к своему учителю. Зато ее глаза загорались огнем восхищения, когда она видела Ивана Великатого, богатого купца, доброго и деликатного человека. Это, пожалуй, первая большая роль актера Вячеслава Хархоты, который служит в театре драмы с октября прошлого года. Мелузов не хочет, чтобы Негина играла в театре, а Великатов готов сделать все возможное, чтобы раскрыть талант юной актрисы, и понимает, что он для нее, несмотря ни на что, всегда будет на втором месте после театра. Девушке придется делать непростой выбор, который навсегда изменит ее судьбу.
Спектакль «Таланты и поклонники» – очень интересный и многоплановый. Думаю, что многие задумки режиссера раскроются в полноте только со временем, когда, как говорят, постановка созреет.
Кстати, на спектакле побывал знаменитый педагог Шалва Амонашвили. Ему очень понравилась постановка и особенно игра актеров.
Посмотреть «Таланты и поклонники» в следующий раз можно 16 октября, 5 и 30 ноября.
Андрей Сабынин
фото автора
Совершенно не разделяю восторга автора статьи от спектакля. Вот «не зашел» от слова совсем. Причем большинство актеров по отдельности прекрасно играют свои роли. А единого монолита не получилось…. Какой то набор мизансцен… И еще — сложилось впечатление, что молодежь уже переигрывает тверских аксакалов…. И еще — Вячеслав Хорхота…. Фамилию исправьте
Хархота