
Вопросы раннего развития сегодня стоят остро как для родителей, так и для специалистов. Образовательный рынок Тверской области расширяется, требования к школьной готовности растут, а информация льётся на родителей со всех сторон, заставляя одних торопиться, других – сомневаться, третьих – вовсе игнорировать тревожные сигналы. На круглом столе, который объединил руководителей и педагогов детских центров, логопедов, нейропсихологов и специалистов по дошкольному образованию города Твери, мы попытались разобраться: когда действительно стоит начинать развивать ребёнка, что считать нормой, где проходит граница между пользой и перегрузкой, и какую роль здесь играет семья.
Как журналист и педагог-логопед, находящийся внутри этой сферы не первый год, я убеждена: родители сегодня живут в условиях переизбытка информации и недостачи компетентной навигации. Именно поэтому такой открытый разговор профессионалов – не просто обмен мнениями, а важная попытка вернуть раннему развитию здравый смысл.
Когда начинать: опыт центров и взгляд специалистов

По словам Татьяны Моисеевой, руководителя центров «Акварель» и «Ёжики», запрос на развитие появляется у родителей очень рано. Многие интересуются занятиями уже в 8–9 месяцев и приводят детей в 1,2–1,3 года.
«До трёх лет – это в основном малыши раннего развития. Чаще всего 1,5–1,8 лет. Надо смотреть по ребёнку: если ему в этом возрасте уже интересны манипуляции с предметами – песок, сенсорные коробки, то правильно организованные занятия по раннему развитию будут приносить радость. И это тоже развитие», – отмечает она.
Несмотря на обилие методик и модных направлений, суть раннего развития остаётся удивительно простой – ребёнку нужно не столько обучение, сколько пространство для естественного взросления. Именно поэтому слова Татьяны Моисеевой о внимании к индивидуальному темпу ребёнка логично перекликаются с мыслью Лилии Кузичевой, представителя детского кабинета «Ромашка».
«Развитие – не равно обучение. Очень часто в маленьком возрасте начинают учить буквам и счёту – когда дети до этого ещё не дозрели. Также очень важно родителям наблюдать за своим ребёнком, потому что материнское сердце – всегда подскажет. Самое важное – своевременное и гармоничное, при котором малыш открыто и в простых вещах исследует мир: когда мама готовит и ребёнок подполз – дайте открыть шкафчик, достать кастрюлю, что-то положить внутрь. Это и есть естественное развитие», – говорит Лилия Кузичева.

Многих наших читателей при прочтении данной статьи могут посетить размышления о том, что ведь раньше не было никаких занятий по раннему развитию, родители самостоятельно развивали малышей, и всё было замечательно. Зачем же тогда сейчас появились такие уроки в детских центрах, если их возможно организовать дома? Но тут есть свои нюансы, отражающие современную действительность.
Эту мысль поддерживает руководитель семейного клуба «Весна» Ольга Хилькевич, но уточняет важную деталь: это работает только при условии, что мама действительно понимает, что и как делать с ребёнком. Информация доступна, но без понимания детских норм легко упустить проблему или, наоборот, перегрузить малыша.
«Это возможно только при любви, внимании и участии. Но при одном “если”: ребёнок развивается в соответствии с возрастными нормами. Если нет – домашние усилия заменой профессиональной помощи не станут», – поясняет Ольга Хилькевич.
Нейропсихолог семейного клуба «Весна» Валерия Клименко отмечает, что первый год жизни – критически важный в развитии ребёнка. А фраза: «Раньше же дети как-то росли без ваших занятий» – один из самых распространённых мифов о развитии в этом возрасте. Ведь и дети, и среда, в которой они росли были совершенно другими. Жили большими семьями с братьями и сёстрами, без гаджетов и каменных джунглей. Дети много времени проводили на улице и в движении. Сейчас эти условия можно скомпенсировать правильно организованными занятиями и грамотными рекомендациями специалиста родителям по созданию дома адаптивной среды»
Тревожность родителей и роль специалистов

Нейропсихолог отмечает, что к специалистам приходят две категории родителей. Первые – крайне тревожные: «Приводят в 1,5 года и спрашивают: “Не РАС (расстройство аутистического спектра) ли у нас?”». Вторые – те, кого направили врачи, но сказали “понаблюдать”. В обоих случаях раннее включение в развивающие занятия снижает тревогу и даёт понимание, куда двигаться.
«При малейших подозрениях важен осмотр у невролога. Диагноз РАС (расстройство аутистического спектра) до трёх лет не ставят – только наблюдают. Но признаки речевой или сенсорной незрелости видно уже в 1,5–2 года. И чем раньше мы начинаем сопровождение, тем больше выигрываем времени. Я всегда говорю, лучше лишний раз подойти на диагностику и консультацию, чтобы снять сомнения или подтвердить тревоги. Потому что мама всегда знает, если что-то идёт не так. Часто именно такие консультации запускали цепочку важных событий: родители объективно оценивали ситуацию, обращались к нужным врачам, шли на комиссию», – говорит Валерия Клименко.
Учитель-логопед и руководитель сети логопедических центров «УмЛиСы» Елена Доставалова подчёркивает: «Три года – иногда бывает поздно». Большинство маркеров задержки речи и психических процессов – невыполнение инструкций, отсутствие указательного жеста, понимания речи – заметны уже к 1,5–2 годам.
Проблема, по её словам, ещё и в том, что часть родителей предпочитает «прятать голову в песок», доказывая всем, что ребенок никому ничего не должен: «Говорят: “Он ленится”, “У нас папа поздно заговорил”. Но это не аргументы. Сегодня у родителей много возможностей, существуют бесплатные центры, где могут проконсультировать родителей. Главное – не бояться видеть проблему».
Просвещение родителей как системная задача

Елена Витальевна вспоминает опыт проведения семинаров для родителей: «Мы приглашали педиатров, неврологов, челюстно-лицевого хирурга. Но после пандемии люди стали ходить меньше. Возможно, их “перекормили” информацией, возможно, кажется, будто нормы изменились. Но нормы прежние. Быть мамой никто не учит, и это беда не родителей, а общества».
Специалисты сходятся во мнении: в Твери необходима системная работа с родителями, чтобы предотвратить необходимость коррекции там, где можно было бы сработать заранее.
Эту мысль продолжает руководитель центра «Созвучие», которая не смогла очно присутствовать на круглом столе, но очень заинтересована в том, чтобы донести своё видение темы до наших читателей, Евгения Лойтерштейн: «Золотая середина – это воспитание молодых родителей. Именно их надо учить выбору приоритетов. Поэтому «Созвучие» – школа для малышей и родителей. Мы ведём активную лекционную и индивидуальную работу с родителями».
Детский сад: достаточно для дошкольников или нет?

Когда ребёнок идёт в детский сад, родители часто считают это полноценной заменой всем видам развития. Но специалисты единодушны: сегодня сад не покрывает всего необходимого, особенно с учётом изменившихся требований к школьной готовности. Дети должны уметь читать предложениями, владеть элементарными письменными навыками.
«Воспитатели – не логопеды и не учителя начальных классов , у них другая задача. Иногда учат читать неправильно, и потом приходится переучивать», – говорит Елена Доставалова.
Для нормотипичных детей 4–7 лет сада достаточно при условии, что там есть развивающие кружки. Но если есть трудности, путь должен быть выстроен через МПК, а консультация психолога за год до школы обязательна.
«Очень много детей идут незрелыми. Первый класс – это огромное количество новых требований. Если ребёнок не готов, он рискует столкнуться с неуспехом уже во втором классе – дисграфией, трудностями адаптации. А корректировать позднее – сложно и долго».
Перегрузка секциями: где золотая середина?
Рынок предлагает десятки направлений: танцы, бассейн, рисование, вокал, робототехнику. Родители опасаются упустить таланты или, наоборот, «недокормить» развитием. Все эксперты подчёркивают: важно учитывать темперамент ребёнка.
Нельзя измерять развитие количеством кружков, так же как нельзя думать, что отсутствие занятий приведёт к отставанию. Особенно в раннем возрасте развитие происходит прежде всего в повседневной жизни: в игре, в общении, в наблюдении.
Роль семьи – ключевая

Ольга Хилькевич отмечает, что на собеседованиях в школу специалисты сталкиваются с тем, что ребёнок не может ответить на простые вопросы: «Как зовут маму»- «мама»; «Где работает мама?» – «На работе». Это маркеры недостаточного домашнего общения.
Поэтому одна из главных рекомендаций: разговаривайте с детьми. Называйте предметы, проговаривайте действия, обсуждайте, что происходит вокруг. Экран не заменит живого общения – ни в год, ни в пять.
Вывод: раннее развитие – это не гонка, а навигация
После обсуждения становится очевидно: раннее развитие – не про раннее обучение буквам, а про своевременную поддержку, наблюдение за ребёнком и участие родителей в процессе. Слишком много информации сегодня делает родителей тревожными, а рынок – шумным. Но фундамент остаётся неизменным: гармоничное развитие строится на внимательном взрослом, правильной оценке возрастных норм и готовности обращаться за помощью без стыда и страха.
Раннее развитие – это не соревнование и не подготовка «впрок». Это возможность увидеть индивидуальность ребёнка, поддержать его сильные стороны и помочь мягко пройти возрастные кризисы. И чем честнее сотрудничество родителей и специалистов, тем меньше поводов для коррекции в будущем – и тем больше шансов у ребёнка войти в школу уверенным и готовым.
Подготовила Диана Чеснокова
