Речной вокзал Твери: сносить нельзя оставить

19.06.2024, 13:54
фото: smartik.ru

Тверской Речной вокзал могут лишить статуса объекта культурного наследия регионального значения. Это значит, что здание, которое на протяжении почти ста лет служило символом города, могут снести и на его месте построить очередной муляж с монастырем под боком. Жителей Твери это возмутило.

Речной вокзал в Твери был построен в 1938–1939 годах в стиле сталинского неоклассицизма. Он перестал использоваться по назначению с 2000-х годов, а в 2017-м обрушился. В настоящее время находится в руинах.

Государственную историко-культурную экспертизу документов, обосновывающих исключение здания речного вокзала из реестра объектов культурного наследия, провело московское ООО «Астра», созданное чуть больше года назад, по заказу АНО «Историко-культурный кластер «Речной»». Экспертами выступали два инженера-строителя и еще один инженер, специализация которого неизвестна. Ни архитекторов, ни культурологов, ни искусствоведов к оценке историко-культурного и архитектурного значения здания речного вокзала не привлекали. Возможно потому, что боялись получить «не тот» результат.

Но вернемся к акту государственной историко-культурной экспертизы. Это, надо вам сказать, почти «Война и мир» – 966 страниц формата А4 с экскурсом в историю Твери с XI века до наших дней, а также с подробным описанием хода строительства Речного вокзала, его упадка и нынешнего состояния. С картинками. Все это было сделано с одной целью – доказать, что нет смысла восстанавливать здание.

«Исследуемая территория утратила градостроительную ценность территории, а объектом (речным вокзалом. – Прим. ред.) утрачена роль элемента, формирующего историческую среду места своего расположения в контексте застройки исторического района Твери. Экспертная комиссия отмечает, что в сложившихся условиях также отсутствует целесообразность воссоздания объекта», – говорится в документе.

Там также упоминается, что свою первоначальную роль (служить речным портом) здание утратило. Тот факт, что летом на пристани перед разрушенным Речным вокзалом каждую неделю швартуется по несколько туристических теплоходов, эксперты просто не заметили.

При этом эксперты цитируют письмо Министерства экономического развития Тверской области от 23 мая, в котором говорится о дальнейшем использовании территории речного вокзала в случае его исключения из реестра объектов культурного наследия: «…на земельных участках с кадастровыми номерами 69:40:0100279:11, 69:40:0100279:12, 69:40:0100279:13 (территория речного вокзала и вокруг него. – Прим. ред.) планируется создание культурно-исторического кластера «Речной», [который] предусматривает ревитализацию территории с учетом воссоздания отдельных объектов исторического ансамбля Отрочь монастыря, а также с учетом реновации здания речного вокзала в целях его использования как культурно-досугового общественного центра».

Примерно об этом же в свое время говорил губернатор Тверской области Игорь Руденя, когда обещал восстановить Речной вокзал, снеся его и построив заново из современных материалов на новом месте, чтобы можно было «втиснуть» и Отрочь монастырь.

Напомним, что глава региона впервые озвучил идеи создания в Твери культурно-исторического кластера «Речной» еще в 2021 году и даже обсудил ее с президентом Владимиром Путиным, пообещав ему «немного подвинуть Речной вокзал». Пока здание имеет статус памятника, сделать это невозможно. Поэтому и была заказана экспертиза, сделавшая выводы, нужные региональным властям.

Сейчас остается только гадать, исключат или не исключат Речной вокзал из реестра памятников. Вообще-то, конечно, нельзя, но когда кому-то очень хочется, то, наверное, и можно?

Председатель Тверского регионального отделения ВООПиК, председатель Общественной палаты Твери почетный член Российской академии художеств, кандидат философских наук Вадим Рыбачук уверен, что экспертиза была проведена не совсем профессионально.

«Она, как часть процедуры по снятию с охраны объекта культурного наследия, имеет место быть, но, скорее всего, основанием для снятия с Речного вокзала охранного статуса она вряд ли послужит», – считает Вадим Борисович.

По его мнению, Речной вокзал, являющийся одним из символов Твери, принципиально важен для города, так как является частью городского архитектурного ансамбля. Одной экспертизы, чтобы лишить его статуса объекта культурного наследия, мало. Окончательное решение после рассмотрения всех документов должно принять Министерство культуры РФ, и оно уже будет рекомендовать или не рекомендовать председателю правительства России подписать указ о снятии объекта культурного наследия с охраны.

«Однако надо понимать, что сейчас Речной вокзал находится в удручающем состоянии. Выводы о том, насколько возможно его восстановление, должна сделать профессиональная экспертиза, но для этого необходима, как сейчас принято говорить, политическая воля. Будет ли такая политическая воля, неизвестно», – резюмирует Вадим Рыбачук.

Свое мнение о возможном сносе Речного вокзала высказал известный тверской краевед Павел Иванов.

«Снести речной можно, – считает он. – Выстроить его заново из новых ли, старых ли материалов – нет. Это то же самое, что сказать, что рублевскую «Троицу» давно пора утилизировать, потому что она рухлядь, вся в дырках от гвоздей, содержание ее и реставрация стоят дорого и иконописец Вася Пупкин нарисовал сто ее копий и сейчас дорисует сто первую. А то и лучше – вот вам ее фотокопия, чего вы еще хотите? И формально это будет правильно, ведь Бог может действовать через любую икону, даже в виде газетной репродукции. Так и здесь. Можно выстроить новое здание, возможно функционально полезное, пассажирам теплоходов в нем будет удобно. Но здания с прошлым, с историей, с именами архитекторов, со всем трагизмом и болью эпохи, со всеми стонами затопленных деревень и городов – не будет».

В настоящее время пользователи социальной сети «ВКонтакте» распространяют петицию «За восстановление Речного вокзала в Твери».

Ирина Мандрик

433 0
Лента новостей
Прокрутить вверх