В начале ноября жители Твери смогли полюбоваться фотографиями нового, целехонького Речного вокзала. Того самого, что рухнул в 2017 году и сейчас стоит в руинах, пугая туристов и огорчая тверитян.
Правительство Тверской области утвердило концепцию нового здания Речного вокзала, точнее культурно-исторического кластера «Речной», в который будет входить строение. Были даны обещания по сохранению стиля постройки – сталинского ампира с элементами конструктивизма. Напомним, рухнувший Речной вокзал возводился зеками Дмитровлага при строительстве канала Москва – Волга. Здесь не проводились археологические изыскания и даже, как рассказывают, не был сделан нормальный фундамент.
Обрушение произошло по большей части из-за того, что здание не эксплуатировалось и поэтому не выдержало перепадов температур и влажности. Оно было передано областной картинной галерее под хранилище экспонатов, и мало кто, кроме сторожа, туда заходил.
С 2017 года и по сей день Речной остается своеобразным памятником, постоянно напоминающим о необходимости что-то делать с обветшалым зданием. Уже в июле 2024 года было официально объявлено, что здание исключат из реестра объектов культурного наследия. Решение об этом принято на основе оценки государственной историко-культурной экспертизы, к результатам которой у граждан и организаций были вопросы касательно качества проведенной работы (на сайте Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области можно найти документ «Сводка предложений» по Речному вокзалу на 38 страницах, из которых около 35 страниц уделено описанию замечаний и ответов на них).
Спустя три месяца, в октябре, Речной вокзал потерял статус объекта культурного наследия. Теперь здание может подвергнуться полному капитальному ремонту, на него перестала распространяться юридическая защита от существенных изменений в конструкции.
Что планируется дальше? Согласно пресс-релизу правительства Тверской области, здесь будет создан культурно-исторический кластер «Речной», проект которого поддержал президент России. В новом здании планируют открыть музей, концертно-выставочный зал, информационно-туристический центр и др. Начало работ планируется в 2025 году. Уже утверждена концепция нового здания, подготовлена документация и предусмотрен бюджет на реализацию первого этапа проекта 2025–2027 годов. Опубликовали даже две фотографии. Первая отображает будущий вид одного из помещений вокзала, а вторая является 3D-макетом нового проекта со стороны противоположного берега. Сколько времени и, главное, средств выделено, неизвестно. Но факт остается фактом: будет построено новое здание, а со старым, похоже, придется попрощаться.
Хотя здесь можно и засомневаться. Есть шанс, что местным жителям придется смотреть на развалины Речного вокзала еще какое-то время. Причина такого предположения проста: это не первое здание в Твери, которое находится в пограничном состоянии «снести нельзя оставить». Стоит вспомнить, например, бывший Дворец пионеров на улице Баррикадной в Твери, шедевр архитектуры конструктивизма. Или футбольный манеж на 2-й улице Красина, который строится с 2021 года (его бюджет изначально составлял 600 млн рублей, а сдать проект планировали в 2023 году). Сейчас уже конец 2024 года, и в июне этого года велись работы по подготовке строительства стен и подключению наружных инженерных сетей и т.д., а в сентябре планировали благоустроить территорию манежа. Сейчас согласно документам работы должны быть выполнены к 1 июня 2025 года. А бюджет строительства увеличивается еще более чем на 500 млн рублей.
Можно вспомнить детскую областную клиническую больницу. Пожар в феврале 2017 года значительно повредил здание, поэтому было решено построить новое здание ДОКБ. С июня 2020 года началось строительство на Санкт-Петербургском шоссе, работы планировалось выполнить за три года. Но и тут в изначальные сроки не уложились. На календаре уже ноябрь, а строители только лишь сейчас планируют приступать к внутренней отделке. Теперь же губернатор в прямом эфире регионального телеканала сообщил, что ДОКБ будет сдана в эксплуатацию к концу 2025 года, как до этого он обещал, что ее сдадут в 2020, 2021, 2022, 2023 годах.
Из региональных проектов-долгостроев можно вспомнить ДК «Шахтер» в Нелидове. Кстати, последняя организация, которая выполняла ремонтные работы этого сооружения, внесена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), так что и его восстановление вновь отложено на неопределенный срок. Все эти примеры не гарантируют того, что Речной вокзал станет вымученным проектом, но очень не хочется, чтобы он пополнил список этих сооружений-призраков.
Никита Романов